Nature Photo Team

7 причин выбрать панорамную съёмку для пейзажей. Алексей Королёв

пейзаж обучение
Nature Photo Team представляет серию статей о панорамной съёмке от Алексея Королёва. Для удобства ориентации по материалу полный список статей этой серии:

Нехватка угла обзора объектива — одна из распространённых проблем в пейзажной фотографии, и покупка сверхширокоугольной оптики с фокусным расстоянием (ФР) 16, 14 или даже 11 мм не всегда способна её решить. Часто оказывается, что даже этих 11–16 мм оказывается недостаточно. И тогда единственным решением проблемы становится панорамная съёмка.

В этом цикле статей для журнала Nature Photo Team я расскажу, какие преимущества, кроме увеличения угла обзора, даёт панорамирование, какое нужно оборудование для съёмки панорам, как его правильно настроить, как использовать и как сшивать панорамы в программах Photoshop и PTGui.

Начнём с преимуществ. Что же нам даёт панорамная съёмка?

1.Самое очевидное преимущество — увеличение угла обзора

Знаменитый вид с можжевельником на склоне горы Караул-Оба в Крыму. Благодаря более широкому углу обзора на панорамном фото это место можно показать по-новому, не так, как оно выглядит на одиночных снимках. Панорама из 6 вертикальных кадров с ФР 16 мм.

2. Улучшение качества фотографии по краям кадра

Проблема качества фото по краям кадра наиболее актуальна в ночном пейзаже – когда приходится снимать одновременно на высоких ISO, длинной выдержке и открытой диафрагме. При таких условиях съёмки качество картинки часто становится ниже среднего даже в центре кадра, а по углам ситуация ещё больше усугубляется из-за падения резкости объектива и виньетирования. Выход из ситуации — снять панораму из нескольких кадров с тем же фокусным расстоянием и обрезать края. То есть получить сшитое фото с примерно такой же композицией, как в одиночном фото, но более качественное благодаря тому, что теперь оно состоит из центральных участков нескольких кадров.

Незамерзающая речка на Кольском полуострове под светом полярного сияния; панорама из 3 вертикальных кадров с ФР 14 мм, f/2,5, ISO 1000 и выдержкой 40 с. Итоговое фото после кадрирования оказалось совсем немного шире центрального кадра панорамы, а одной из главных целей панорамирования здесь было улучшение качества фото по краям.
Другой важный аспект улучшения качества фотографии по краям кадра при панорамировании — это уменьшение дисторсии за счёт увеличения фокусного расстояния при съёмке нескольких более узких кадров вместо одного широкого (так как геометрические искажения по краям кадра сильнее проявляются на широкоугольной оптике). И этот аспект, в отличие от предыдущего, касается не только ночных фото, а вообще любых пейзажей с достаточно широким углом обзора.
Ещё одно фото с крымским можжевельником, снятое, в отличие от предыдущего, одним кадром на ФР 10 мм (кроп-фактор 1,5). Помимо уменьшения угла обзора, на фото также бросается в глаза дисторсия — геометрические искажения по краям кадра, характерные для широкоугольной оптики. Особенно хорошо эти искажения заметны на правой части кроны можжевельника.

3.Право на ошибку при выборе композиции

Какой бы у нас ни был большой опыт в съёмке пейзажа, мы всё равно иногда ошибаемся с композицией. Но когда мы используем панорамирование, наши шансы ошибиться становятся намного меньше: потому что панорамы, в отличие от одиночных фото, всегда снимаются с запасом по сторонам (о чём будет подробнее написано в следующих статьях), и если после съёмки вы решите, что ваш кадр было бы лучше сделать шире или сместить в какую-либо сторону, то благодаря имеющемуся запасу вы, скорее всего, сможете это исправить при обработке.

4.Увеличение разрешения фото

Если вам требуется снять панорамный пейзаж с отношением сторон 2:1 на камеру с матрицей 24 Мп, то после кадрирования вы получите фото с разрешением всего 18 Мп. Панораму из нескольких вертикальных кадров позволит получить до 72 честных мегапикселей (в зависимости от требований к кадрированию). При этом, для качества фото важно, что увеличение разрешения при панорамировании происходит не за счёт увеличения плотности размещения пикселей на матрице фотоаппарата, а благодаря перемещению матрицы вдоль панорамного фото.
Пересохший участок Ирганайского водохранилища в Дагестане. Разрешение панорамы: 49,6 Мп, сшита из 5 вертикальных кадров с ФР 35 мм по 24 Мп каждый. Здесь разрешение оказалось меньше 72 Мп из-за кадрирования нижней части панорамы.
Как показывает опыт использования камер с большим разрешением, увеличение числа пикселей на единицу площади матрицы приводит к росту шума на фотографии, и панорамная съёмка, в отличие от подобных камер, лишена этого недостатка. Таким образом, снимая панораму на камеру с полнокадровой матрицей (full frame), вы фактически будете получать фото, снятое на средний формат, а снимая на кроп 1,5 (APS-C) – фото, снятое на полный кадр. Выгода очевидна.

5. Решение проблемы с наклоном перспективы

Если мы снимаем пейзаж на широкий угол, в котором по композиции горизонт должен быть расположен не посередине кадра, а где-то выше или ниже, то, снимая такой пейзаж одним кадром, мы столкнёмся с наклоном перспективы — явлением, когда вертикальные объекты ближе к краям кадра расположены не под прямым углом, как в реальной жизни, а под наклоном (все мы видели и когда-то сами делали фото с «падающими» деревьями или снятыми вблизи нелепыми трапециевидными домами).
Деревья заваливаются ближе к краям из-за использования широкоугольного объектива. Фото Владимир Медведев
Иногда наклон перспективы можно обыграть, превратив его в часть творческой задумки, но чаще всего он портит кадр, и тогда его приходится корректировать в Photoshop или другом фоторедакторе. Делается такая коррекция очень просто, но при сильном наклоне перспективы она может привести к катастрофическому уменьшению разрешения фото и, что ещё хуже, к потере важных элементов композиции по краям кадра.
Выходов из ситуации два. Либо потратить крупную сумму на покупку тилт-шифт объектива, либо снимать такие сюжеты панорамами из нескольких вертикальных кадров, а потом при обработке отрезать от таких панорам всё лишнее (так, чтобы была получена нужная композиция с горизонтом вверху или внизу). Для подавляющего большинства ситуаций второй вариант мне кажется предпочтительнее.
Ели в Мурманской области, панорама на 46.2 Мп из 5 вертикальных кадров с ФР 35 мм и разрешением 24 Мп. Каждый составляющий кадр снимался без наклона перспективы (то есть с линией горизонта посередине), а потом, после сшивки, панорама была кадрирована по нижней стороне. Это фото можно было попробовать снять одним горизонтальным кадром на меньшее ФР, но тогда при таком расположении линии горизонта я бы столкнулся с наклоном перспективы и связанными с ним проблемами.

6.Новые творческие возможности за счёт изменения геометрии и перспективы

Сшитые панорамы при использовании многих популярных видов проекций имеют свои собственные геометрические искажения в виде изогнутых горизонтальных линий, отличные от искажений, получаемых на сверхширокоугольной оптике (растягивание фото по краям из-за дисторсии). Иногда панорамные искажения могут портить кадр (обычно такое бывает в архитектурной съёмке), но чаще всего они, наоборот, его улучшают, создавая эффект дополнительного объёма. Чтобы панорамные искажения чаще становились «фичей», чем «багом», я советую пользоваться программой для сшивки панорам PTGui: потому что в ней представлено намного больше видов проекций, чем в Photoshop, и ваши шансы найти «ту самую» проекцию в PTGui будут намного больше.
Грот на мысе Капчик в крымском Новом Свете. Здесь для придания гроту более интересной формы при сшивке панорамы в PTGui была использована стереографическая проекция. Панорама из 5 вертикальных кадров с ФР 14 мм.
На этой панораме с мечетью Кул-Шариф в Казанском кремле заметны геометрические искажения, появляющиеся при использовании цилиндрической проекции: крыша здания слева на фото имеет искривлённую форму, хотя в жизни она, разумеется, прямая. Похожие искажения есть практически на всех приведённых выше фото, однако, там они не бросаются в глаза из-за того, что геометрия объектов природы, в отличие от объектов архитектуры, нам неизвестна. Панорама из 6 вертикальных кадров с ФР 16 мм.
Высочайший и одновременно самый южный населенный пункт России – аул Куруш в Дагестане. Панорама из 5 вертикальных кадров с ФР 22 мм, сшитая с использованием цилиндрической проекции. Здесь жилые дома находятся на заднем плане, и поэтому нежелательные геометрические искажения, в отличие от предыдущего фото, полностью отсутствуют.
Та же самая съёмочная точка, снятая одним кадром с ФР 16 мм. Обратите внимание на форму оврага на переднем плане, а также на форму горы Ерыдаг за аулом Куруш. По моему мнению на панораме из предыдущего примера они выглядят намного интереснее.
Помимо геометрических искажений, панорамные и одиночные фото, снятые для одной и той же сцены с одним и тем же углом обзора, за счёт использования разных фокусных расстояний, также будут отличаться по отображению перспективы — объёмности изображения из-за визуального удаления или приближения заднего плана относительно переднего. И этот эффект тоже может быть использован для расширения творческих возможностей.

7.Возможность одним кликом мышки удалять блики, возникающие при съёмке против Солнца

И для этого нам опять понадобится программа PTGui.
Ущелье Актру и гора Каракол на Алтае. Многорядная панорама с дрона из 9 горизонтальных кадров (матрица 3×3). При сшивке в Photoshop вокруг Солнца остались ужасные блики, удаление которых потребовало бы долгой и кропотливой работы с кистями и заплатками, но в PTGui я их убрал буквально за пару минут.
О порядке и приёмах работы в PTGui будет написано в следующих статьях.
Алексей Королёв
Пейзажный фотограф и путешественник из Москвы, участник многих фототуров по труднодоступным регионам России. Финалист фотоконкурсов «Золотая черепаха», «Самая красивая страна» РГО и 35awards.

VK Telegram 35photo
Комментарии в Telegram