Nature Photo Team

5 ключевых терминов панорамной фотографии. Алексей Королёв

пейзаж обучение
Nature Photo Team представляет серию статей о панорамной съёмке от Алексея Королёва. Для удобства ориентации по материалу полный список статей этой серии:

Самая скучная статья, которую я постараюсь максимально сократить, сведя её к объяснению пяти базовых терминов: однорядной панорамы, однорядной верторамы, многорядной панорамы, параллакса и нодальной точки.

Однорядная панорама – серия наложенных внахлёст вертикальных кадров, снятых в один горизонтальный ряд.
Однорядная верторама из Карадахской теснины в Дагестане (3 горизонтальных кадра с ФР 16 мм)
Однорядная верторама – серия наложенных внахлёст горизонтальных кадров, снятых в один вертикальный ряд.
Однорядная верторама из Карадахской теснины в Дагестане (3 горизонтальных кадра с ФР 16 мм)
Как видно из примера, разделение на однорядные панорамы и верторамы скорее характеризует процесс съёмки (а если конкретнее, направление панорамирования: влево-вправо или вверх-вниз), чем конечный результат: потому что из панорамы при небольшом количестве составляющих кадров может запросто получиться вертикальный кадр, который внешне будет мало отличаться от верторамы.
Многорядная панорама – серия наложенных внахлёст вертикальных или горизонтальных кадров, снятых в несколько рядов. Частный случай многорядных панорам – создаваемые для виртуальных туров сферические (или так называемые 3D) панорамы.
Примеры многорядных панорам, снятых на дрон: две матрицы 3×3. Урочища Кокоря и Красная Горка в Горном Алтае.
Примеры многорядных панорам, снятых на дрон: 9 горизонтальных кадров. Урочища Кокоря и Красная Горка в Горном Алтае.
Параллакс – оптическое явление, возникающее в результате неправильного панорамирования и мешающее сшить панораму при наличии в кадре близкого переднего плана.
Тестовая панорама с параллаксом из 7 кадров с ФР 16 мм. Здесь камера вращалась вокруг оси, смещённой на 38 мм относительно нодальной точки. Красным маркером обведены проблемные участки.
Ещё один пример, показывающий эффект параллакса: только теперь не в виде криво сшитой панорамы, а в виде двух отдельных кадров. На левом фото показаны две поставленные в один ряд линейки в центре кадра, а на правом фото — эти же линейки при повороте камеры вбок (штатив при этом не смещался). Как видно на правом фото, линейки сместились друг относительно друга, и произошло это вследствие параллакса. Для создания этих тестовых снимков также, как в предыдущем примере, камера вращалась вокруг оси, смещённой на 38 мм относительно нодальной точки.
Нодальная точка – такая точка в пространстве, при вращении камеры вокруг которой параллакс равен нулю, и, следовательно, панорама легко сшивается даже при наличии в кадре близкого переднего плана. Нодальная точка почти всегда находится внутри объектива (в районе передней линзы для сверхшириков и в районе середины объектива для оптики с нормальными фокусными расстояниями). Для вращения камеры вокруг нодальной точки нужно использовать специальное оборудование.
Аналогичная тестовая панорама без параллакса. Здесь камера вращалась строго вокруг нодальной точки, и никаких проблемных участков на ней не наблюдается.
При вращении камеры вокруг нодальной точки линейки не смещаются друг относительно друга, параллакса нет.
Из приведённых определений следует, что, если мы установим камеру сразу на площадку штативной головки и будем её вращать, пытаясь снять панораму, то тогда мы столкнёмся с параллаксом, и при наличии в кадре близкого переднего плана снятая таким образом панорама сошьётся с ошибками. Поэтому, чтобы избежать параллакса, мы должны отодвинуть нашу камеру назад — так, чтобы вокруг штативной головки вращалась не камера с прикреплённым спереди объективом, а объектив с прикреплённой сзади камерой. При этом, вращение должно происходить вокруг заранее определённой точки внутри объектива, называемой нодальной.
Наиболее часто панорамы без вращения вокруг нодальной точки снимаются в аэросъёмке (потому что дроны из-за своих конструктивных особенностей не умеют снимать по-другому), но там в большинстве случаев параллакс никак не мешает сшивке панорамы из-за отсутствия в кадре близкого переднего плана.
Продолжение о том, как правильно снимать панорамы, читайте в других статьях серии.
Алексей Королёв

Пейзажный фотограф и путешественник из Москвы, участник многих фототуров по труднодоступным регионам России. Финалист фотоконкурсов «Золотая черепаха», «Самая красивая страна» РГО и 35awards. Автор журнала Nature Photo Team.

VK Telegram 35photo
Комментарии в Telegram