Nature Photo Team

Съёмка животных. Личный опыт и советы. Елена Пахалюк

птицы и звери обучение

Первые шаги

Всё началось с того, что неподалёку от моей работы и дома поселилось несколько сов — сычиков и сплюшек. Тогда я стала проводить эксперименты с их фотографированием, использовала селфи-палку, GoPro, обновила телефон. Постепенно училась находить подход к птицам, чтобы не пугать их.
Я влюбилась в них, потому что они очень эмоциональные. Например, когда домовый сыч реагирует на внешние раздражители, он активно двигает бровями, и можно понять, какие чувства испытывает — возмущение, страх, заинтересованность. Вспомните, насколько выразительны морды собак. То же самое и в случае с совами. Но лучшая мимика — у домовых сычей. Они двигают бровями, прищуриваются, вытягиваются, нахохливаются, сдуваются. Пройти мимо таких сюжетов невозможно.

Разведка

Погружение в мир съёмки птиц начинается с тщательной разведки. Изучение особенностей каждого вида — ключевой элемент этого процесса. Ценные сведения предоставляют ареал обитания, а также следы, такие как перья, экскременты и старые гнёзда. Наблюдения дают мне информацию о том, в какое время проще подобраться к птицам и безопаснее для них.

Животные оставляют следы от копыт или лап (например, на своих тропах или возле постоянного водопоя) или лежанки. Обитаемую лисью нору можно определить по остаткам их добычи, тропам в свежей траве и любимым местам для возлежания на солнце.
Не все обитатели природы активны в одно и то же время суток. Некоторые птицы и животные предпочитают дневной образ жизни, другие — ночной. В период бодрствования животные максимально насторожены, поэтому их легко вспугнуть.
ссылка
Где снимать птиц весной. Часть 1. Южные регионы
Лучшие локации для съёмки весеннего пролёта птиц, виды, сюжеты, советы как удобнее добраться и где лучше остановиться
Для разведки я использую бинокль или тепловизор. Это особенно удобно, если местность незнакомая, высокая трава или много деревьев, мешающих обзору. Также я люблю использовать селфи-палку, с прикреплённым к ней GoPro или телефоном. Это позволяет меньше беспокоить объект своим присутствием. Использую максимально длинную, — чем длиннее, тем лучше.
Иногда для разведки я использую дрон. Это удобно для осмотра незнакомой территории. Однако не стоит подлетать слишком близко к животным, чтобы не навредить. Многие ведущие фотоконкурсы дикой природы категорически против снимков млекопитающих и птиц, сделанных с дрона. Надо ли говорить, что снимать обитаемые гнёзда на дрон категорически запрещено — это слишком сильно беспокоит птиц.
Мне интересно снимать непопулярные места, нетуристические, потому что там можно сделать уникальные кадры, заснять то, что ещё никто не снимал. Я заранее изучаю район, который мне интересен, животных, которые там обитают, их повадки. Но бывает по-разному. Например, однажды мы искали в Крыму болотных сов. Один пастух сказал нам, что видел сов неподалёку. Мы приехали в тот район, все там обошли, но ничего не нашли. Думали, обманул он нас или ошибся. Но проехали чуть дальше — и видим, сидят две совы. Бывает и так. Нужно ездить, искать, на это уходит много времени.

Маскировка

Чтобы не испугать птицу, нужен камуфляж. Для съёмок у меня есть специальный маскировочный халат, а также засидки, о которых я расскажу далее. Чем лучше ты маскируешься, тем больше у тебя шансов понаблюдать за птицами, снять их в каких-то интересных ракурсах, чтобы они не нервничали и вели себя естественно.

Снимать птиц можно даже из припаркованной машины. Удивительно, но даже цвет кузова тут играет роль. У меня две машины — сероватая и чёрная, и по моим наблюдениям, птицы чёрный цвет любят меньше, чем серый. Чтобы замаскировать автомобиль, я использую несколько маскировочных сеток разных оттенков — под степную сухую траву, под снег, под зелёную траву или деревья, под камни или скалы.
Не забудьте закамуфлировать стёкла в автомобиле, чтобы скрыть силуэт в салоне. Некоторые птицы могут уловить даже блики в человеческих глазах (для маскировки глаз можно использовать головной убор с камуфляжной сеткой на лицо).
Чтобы снизить блики от линз объектива, старайтесь использовать бленду. А для маскировки корпуса — существуют специальные камуфляжные чехлы. Чехлы хороши тем, что среди них есть влагозащитные, позволяющие снимать даже под сильным дождём. Если чехла нет, подойдёт кусочек камуфляжной ткани.

Засидки

В качестве засидки я рекомендую использовать небольшие палатки без дна, но с окошками (к примеру, туристический туалет-палатка). В них удобно поставить стульчик, штатив с фотоаппаратом и ждать появления животного. По возможности, засидку стоит дополнительно камуфлировать травой или веточками — всем, что растёт рядом.
Место для засидки я всегда выбираю заранее. Изучаю местность, просматриваю варианты, чтобы у меня в голове сложилась картинка, как будет выглядеть готовый кадр.

Вы можете перекусить, во время длительного ожидания в засидке, поскольку птицы слабо ощущают запахи

В засидке важно сохранять полную тишину. Необходимо создать впечатление, что внутри никого нет и ничто не нарушает природный ход вещей. Иногда возникает ситуация, когда сам материал засидки медленно колеблется, что может отпугнуть животных. Если вы долго сидите в скрадке, но животные не появляются — возможно, стоит отодвинуть скрадок на большее расстояние или дополнительно укрепить его, натянув ткань. Для съёмки особо пугливых видов, возможно, придётся поменять и саму засидку, особенно если её вид слишком выделяется и не вписывается в окружающий ландшафт.
Эффективность тактики сильно зависит и от вида животных и от их поведения в различных регионах. Например, при съёмке носух в Пантанале (Бразилия) мы были удивлены их повышенной осторожностью. При том что в других местах эти же носухи могли подходить почти вплотную. Важно учитывать эти нюансы для успешной съёмки.

Приманки, прикормки и голоса птиц

Во время фотосъёмки я часто использую «присады» — палочки, которые привлекают птиц, заставляя их садиться на них. Это помогает создать красочные кадры на фоне, который лучше всего подходит с художественной точки зрения.
Другая частая практика — использование записей голосов птиц или подкормки для приманки. Здесь следует быть максимально осторожными и соответствовать кодексу фотографов дикой природы:

  • Использование аудиозаписей или чучел хищников для вспугивания птиц и стимулирования их территориального или тревожного поведения не должно осуществляться на гнездовых участках птиц в период их размножения.
  • Не разрешается самостоятельно подкармливать животных с целью их фотографирования в ООПТ, а также на других территориях, где ведётся хозяйственная (охотохозяйственная и т.п.) деятельность, без согласования с теми, кто её осуществляет.
  • Там, где подкормка диких животных специально организована, фотограф обязан следовать правилам, установленным теми, кто её организует и контролирует.
  • Подкормка крупных хищных зверей, которые могут представлять потенциальную опасность для человека, должна осуществляться с привлечением опытных биологов и под их контролем.
Не забывайте, что вы несёте ответственность за животное, которое подкармливаете. Если его часто подкармливать, оно привыкает и к людям, и к подкормке, что влечёт за собой неотвратимые последствия для его жизни. Поэтому необходимо тщательно продумать все «за» и «против» ваших действий.

Техника для съёмки животных

При выборе фотоаппарата и объектива для съёмки животных первостепенное значение имеет автофокус. Способность камеры быстро реагировать на подвижные объекты становится критической, учитывая активность животных. Важным критерием является также наличие множества точек фокусировки, особенно при использовании режима слежения за движущимися объектами. Ещё одним важным параметром при съёмке подвижных животных является количество кадров в секунду. Чем быстрее камера снимает, тем эффективнее можно запечатлеть динамичные моменты.
ссылка
Птицы большого города. Егор Власов
Вы даже не представляете разнообразие птиц, которых можно сфотографировать не выезжая из города! Большая статья с примерами, советами и практическими рекомендациями
Часто меня спрашивают, не смущают ли звуки щелчков затвора животных. Ответ зависит от конкретного животного — некоторые осторожно реагируют на звуки, в то время как другие просто не обращают на них внимания. Лично я предпочитаю обычную съёмку, не используя тихий режим, и заметила, что с течением времени многие животные привыкают к этим звукам и перестают обращать на них внимание.
Выбор фокусного расстояния во многом зависит от финансовых возможностей. Для меня оптимальное фокусное расстояние — 600 мм. Но всё зависит и от животного, от того, насколько близко оно подпускает фотографа. Например, я снимала журавлей на фокусном расстоянии 300 мм, и они подпустили меня даже на машине с работающим двигателем.
Я работаю с камерой Canon EOS 5D Mark IV, и объективом Sigma AF 60-600mm. По многим параметрам Sigma AF 60-600mm превосходит даже Sigma AF 150-600mm F5-6.3 DG DN OS Sports. Однако, как всегда, выбор объектива зависит от индивидуальных предпочтений. Лучше всего пойти в магазин и провести тестовую съёмку с несколькими объективами, чтобы выбрать то, что подходит лучше всего.
При недостаточном свете или ночью я могу использовать вспышку для подсветки. Также у меня есть накамерный (постоянный) свет. Если есть возможность использовать именно накамерный свет, сверху на фотоаппарате или отдельно на штативе, то это идеальный вариант. Да и животные меньше боятся.

Настройки камеры

Настройки зависят от того, какой кадр вы хотите получить. Если животное в движении, важно, чтобы камера работала как можно быстрее, то есть чтобы выдержка была от 1/1200 и короче. Если, наоборот, хочется получить художественный смаз движения в кадре, то можно снимать в режиме М, выбрать приоритет выдержки или диафрагмы. Очень художественно получаются снимки с быстро движущимися животными на выдержке 1/20 и с проводкой на штативе.
Диафрагму я стараюсь прикрывать только тогда, когда хочу получить большую глубину резкости, например, животное на фоне пейзажа. Здесь подойдут пейзажные настройки — диафрагма f/11 и выдержка от 1/400 до 1/1000.

Как погода влияет на съёмку животных?

Некоторые животные или птицы в дождливую погоду предпочитают сидеть в укрытиях, а в сухую пасмурную погоду или в период зноя, наоборот, становятся более подвижными. Какое животное на какую погоду как реагирует — это всё узнаётся исключительно посредством наблюдений за объектом.
На мой взгляд, самое лучшее время для съёмки — пасмурная погода с лёгкими облаками, дающая мягкий свет, без теней. Впрочем, в ливень тоже можно получить очень интересные кадры. Например, на короткой выдержке получатся капли дождя в виде штрихов или брызги на объективе — это очень необычно. Туман и лёгкое запотевание линзы тоже можно использовать как художественную составляющую, это придаст некоей загадочности. А в солнечный день можно сделать шикарные снимки в контровом свете. Всё всегда зависит от задумки фотографа.
В ветреную погоду необходимо выбирать позицию против ветра, тогда объект не услышит вас и не учует запаха. А если объект неподвижен и съёмка ведётся в обводнённой местности, то можно использовать длинные выдержки для художественного размытия воды или растительности.

Одежда

Главный критерий выбора одежды — это максимальная бесшумность. При покупке я всегда тестирую, насколько сильно она шуршит. Также одежда не должна развеваться, лучше, если она будет облегающей. Всегда необходимо помнить о глазах — они способны вас выдать при любой маскировке, поэтому напоминаю совет прикрывать их камуфляжной сеткой или полупрозрачной тканью (не ухудшающей обзор). Для съёмок в обводнённых местах я использую болотники или вейдерсы. Благодаря им есть возможность подобраться ближе к интересующему объекту.
Зимой я использую максимально тёплую экипировку, позволяющую неподвижно находиться в засидке долгое время. Хорошо подойдёт одежда и обувь для зимней и подлёдной рыбалки. Подбирать снаряжение лучше всего индивидуально, так как у всех разная терморегуляция.
Важно помнить, что летом даже в засидке с сеткой может стать довольно жарко, несмотря на вентиляцию. Зимой же она может служить защитой от холодного ветра. Однако комфорт в засидке сильно зависит от материала. Если есть возможность предварительно протестировать её, например, у себя на даче, это идеальный вариант, позволяющий учесть все нюансы температуры и обеспечить максимальный комфорт во время съёмки.
Летом очень важно обзавестись специальными средствами от клещей и комаров (купить можно в любом магазине для животных или ветеринарной аптеке). Как правило, я приобретаю специальное спрей-средство от клещей для собак и по периметру предварительно обрабатываю место предстоящей засидки. Таким образом, ни одно насекомое не потревожит вас во время съёмки или наблюдения. Также есть специальные штаны и рубашки от клещей. Но, как правило, они стоят довольно дорого, а спреи от клещей в разы дешевле и на 100% гарантируют вам безопасность.
Если для фотографии птиц можно использовать любые средства от насекомых, то при съёмке животных, обладающих более развитым нюхом, рекомендуется выбирать продукты без запаха. От ползающих насекомых я использую средство от блох и клещей для собак или кошек. Он обычно продаётся в виде спрея или в ампулах, которые нужно разводить. От комаров я использую Thermacell мобильный фумигатор. Он без запаха и отлично справляется с задачей.
Часто меня спрашивают, почему именно съёмка животных, ведь я снимаю ещё и пейзажи. Но здесь всё очень гармонично складывается. Бывает так, что приезжаю на место ради пейзажа и вдруг вижу выходящую из леса лисицу или прилетевшего орла. Конечно, я буду снимать их, если они позволят, подпустят меня на достаточное расстояние. Если нет, я всегда могу вернуться к первоначальной идее.
Елена Пахалюк
Фотограф, путешественник, альпинист, спелеолог. Амбассадор Olympus в России. Член Союза фотохудожников России, Союза фотографов дикой природы России, Русского географического общества и Центра развития РГО Новой Зеландии. Руководитель Фотовидеомедиаотдела Центра развития РГО в Новой Зеландии. Спикер Nature Photo Camp 2019 года по ночной и пейзажей фотографии. Финалист и победитель отечественных и зарубежных фотоконкурсов, среди которых: Самая Красивая Страна РГО, Золотая Черепаха, National Geographic, GDT. Победитель Лучший фотограф года в номинации Ночной пейзаж международного фотоконкурса 35 Awards 2019. Работы находятся в частных коллекциях. Живёт и работает в Севастополе.

VK