«У нас одни голуби да вороны!» — бытует мнение, что в больших городах природы не существует. Но птица, как и любой обитатель дикой природы, не любит выставлять себя напоказ — ведь это небезопасно. В наших городах можно встретить большое разнообразие пернатых жителей, надо лишь начать наблюдать.
Войдите в лесопарк и постойте у дерева минут пятнадцать. Попробуйте присмотреться и не шуметь. Вы обнаружите, что в траве копошится какая-то крупная серо-коричневая птица — это дрозд-рябинник. Скачущие воробьи при ближайшем рассмотрении окажутся вовсе не воробьями, а большой группой зябликов. А из куста вас внимательно разглядывает яркая красногрудая зарянка. И вдруг всё замерло: резкий шум крыльев, стремительное движение — зазевавшуюся синицу уносит в своих цепких когтях ястреб-перепелятник.
Я описал не российскую глубинку, а типичную сценку в Измайловском лесопарке. Этот парк зажат между загруженным восьмиполосным шоссе Энтузиастов и МКАД. В начале прошлого столетия в Измайлове водились волки, барсуки, лисицы. Сейчас животный мир парка стал беднее, но здесь всё ещё обитают несколько видов лисиц, зайцы (беляки и русаки), горностаи, ласки, куницы, ондатры, белки, ежи. Здесь встречаются и три вида амфибий, занесённых в Красную книгу Москвы: обыкновенный тритон, травяная и остромордая лягушки.
На территории парка сохранились лесные сообщества, где птицы могут жить и выводить птенцов. В парке встречаются дятлы, сойки, чижи, ястребы и совы. Прилетают на зимовку чечётки и свиристели. Есть и певчие птицы: чечевицы, соловьи, малиновки, славки и дрозды.
В Москве обитает 250 видов птиц
Природные территории Москвы насчитывают около полутора тысяч объектов, образующих экологический каркас города. Сюда входят лесопарковые массивы, небольшие заповедные участки, долины рек и ручьёв, суходольные луга, скверы и парки. В Москве одних только дятлов девять видов (желна, сирийский, трёхпалый, зелёный, седой, белоспинный, а также большой, средний и малый пёстрые дятлы)!
Преимущества съёмки в городе
Начинающие фотографы думают, что за настоящей дикой природой надо ехать в леса Амазонки, не подозревая, что мир дикой природы находится у нас под боком. Свои лучшие кадры диких птиц я сделал в парках Москвы. И этому есть простое объяснение:
- В городе птица гораздо спокойнее относится к человеку просто потому, что привыкла к постоянному присутствию людей. Другая причина — за городом на птиц могут охотиться. Утка в дикой природе не подпустит вас и на 300 метров. А в городе охота запрещена.
- В городах больше птиц, потому что люди подкармливают их.
- Рядом с домом вы можете позволить себе тратить на съёмку гораздо больше времени, чем в экспедиции по джунглям Китая или Амазонки.
- Коллеги-фотографы из вашего города могут подсказать, где какую птицу найти.
Как найти птиц в городе?
Птицы встречаются практически везде и в любое время года. Даже в Норильске зимой можно найти интересные объекты для съёмки. Однажды, когда полярная ночь уже закончилась, но в регионе ещё была глубокая зима, мне подсказали, что прямо в городе можно обнаружить полярную сову и белую куропатку.
Первое, что нужно понять, — птицей руководит голод. Вся её физиология крутится вокруг наилучшего способа добычи пропитания. Изучая биологию птиц, вы начнёте понимать «схему» размещения пернатых и сможете проще находить их в городской среде.
Например, дятел научился добывать пищу в древесине, и всё строение его тела наилучшим образом соответствует этому способу. Вы встретите дятлов там, где есть деревья — это его биотоп. А дальше детали: трёхпалого дятла найдёте там, где есть старые ельники, желну — где есть крупные деревья, а вот средний пёстрый любит смешанные леса с наличием дубов.
Поиск по голосу
Птицу отнюдь не просто увидеть — ведь она окрашена так, чтобы её никто не заметил. Это называется покровительственный окрас. Но птицу легко услышать, а некоторыми видами певчих птиц можно просто заслушаться.
Например, снегиря летом проще услышать, чем увидеть. Да-да, снегирь никуда не улетает, он живёт рядом с нами в городских парках, но тщательно скрывает своё присутствие от людей. Зимой он нехотя вылетает к кормушкам, его туда гонит голод, который сильнее страха перед человеком. Чтобы найти снегиря, просто послушайте его голос хотя бы один раз. Этот звук, похожий на скрип старой калитки, вы ни с чем не перепутаете.
В Интернете вы найдёте огромное количество баз с голосами птиц. Изучайте их, запоминайте — и тогда вы будете находить птиц быстрее, чем их отыщут ваши глаза. Могу порекомендовать приложение для телефона BirdNet. Это такой «птичий» Shazam. Запишите голос, выделите подходящий участок в аудиодорожке, и программа определит, что это за птица. Таким образом, вы постепенно научитесь определять базовую группу птиц по голосам.
Если же вам удалось сфотографировать птицу, но вы не можете определить её вид, рекомендую зарегистрироваться на портале INaturalist. Загрузите туда снимки, и программа определит вид птицы по фотографии.
ссылка
Где снимать птиц весной. Часть 1. Южные регионы
Лучшие локации для съёмки весеннего пролёта птиц, виды, сюжеты, советы как удобнее добраться и где лучше остановиться
Обмен опытом
Изучение биотопов и голосов птиц — не единственные способы найти желаемый объект в большом городе. В мессенджерах сформировались большие группы фотоохотников, которые обмениваются информацией о своих находках. Советую поискать такие чаты в вашем городе или познакомиться с коллегами, тогда у вас точно будет больше возможностей найти интересный объект для съёмки. В Москве в такие чаты входят до 900 человек.
Помимо чатов, существуют базы, в которых наблюдатели отмечают свои встречи с птицами. Занеся свои наблюдения в эти базы, вы станете помощником учёных, для которых эти базы — важный материал для работы. Вы, в свою очередь, получите статистику своих встреч, лайф-лист (lifelist — это общее количество видов птиц, которых вы встретили за свою жизнь). Также вы сможете увидеть конкретные точки с координатами, где кто кого обнаружил. Самые известные базы, в которых вы можете вести свои наблюдения, — это INaturalist, Ebird.org, ru-birds.ru.
Вы должны с особой осторожностью вносить координаты краснокнижных и редких видов. Во всех базах предусмотрен вариант сокрытия конкретных данных от наблюдателей — он остаётся только для учёных.
Не раскрывайте для всеобщего обозрения места обитания хищных птиц
Для чего это делается? Во-первых, чтобы браконьеры, ловцы птиц, не смогли найти по базе редкую птицу. Во-вторых, активное паломничество фотографов, бёрдвотчеров и просто зевак способно создать дополнительный «фактор беспокойства», и птица может улететь, бросить гнездо или даже погибнуть.
Съёмочные сюжеты
Природная фотография живёт по общим законам фотографии. Так же, как и в других жанрах, здесь важны свет, композиция, главный объект, идея и многое другое, поэтому обязательно изучайте основы фотографии. Мне нравится мягкий рассеянный свет при облачном или даже пасмурном небе. Поэтому я редко выхожу снимать, когда стоит безоблачная погода.
Идеальное время для съемки птиц летом — ранее утро
Иногда я начинаю съёмку в пять утра, когда солнце только-только вышло, стоит утренняя прохлада. Это время активности для большинства птиц — весь лес, поле или луг поёт. В парках в это время меньше людей, которые могли бы пугать пернатых обитателей.
Однако стоит отметить, что будние дни имеют свои особенности. С шести до семи утра в парке может быть оживлённо: много людей бегают, катаются на велосипедах и выгуливают собак перед рабочим днём. Затем, с восьми до девяти утра, количество посетителей снижается, а следующая волна активности наступает ближе к обеду, когда на улицу выходят мамы с колясками. Тем не менее утренний период предоставляет самые благоприятные условия для фотографии птиц.
Хоть я и обожаю рассеянное освещение, но иногда в съёмке очень важен и жёсткий свет от прямых лучей солнца. У некоторых птиц при попадании прямых солнечных лучей появляется интересный металлический блеск. Колибри так вообще приобретают окраску, только когда в их перьях преломляются солнечные лучи или свет от вспышки. Да-да, это один из тех моментов, когда вспышка при съёмке птиц просто необходима.
Не стоит забывать и про закатный свет. Его блики и оттенки также могут послужить интересным фоном для съёмки.
Процесс съёмки
Есть простые правила, как подобраться к птице, не спугнув её. Не стоит идти «в лоб», смотря на птицу не мигая. Для птицы это так же страшно, как если бы на вас шёл слон, пристально следя за вами.
Попробуйте приближаться к птице на корточках или ползком, преодолевая за раз около метра, и вы удивитесь, как вам удастся сблизиться. Старайтесь перемещаться зигзагами, как бы не обращая на неё внимания. Иногда достаточно присесть на корточки у какого-нибудь куста, и уже через 10–15 минут из-под него выскочит дрозд или зарянка.
Снимая группой, мы часто используем правило «пары шагов». Поснимали птицу, потом все вместе делаем два шага и снимаем опять, а потом ещё и ещё.
Один человек, как правило, пугает птицу меньше, чем группа людей. А вот на дятла фотоохотиться легче вдвоём. Дятел всегда прячется от наблюдателя за ствол дерева, и второй человек может выступить загонщиком, обходя ствол и выгоняя птицу на снимающего коллегу.
Один человек, как правило, пугает птицу меньше, чем группа людей. А вот на дятла фотоохотиться легче вдвоём. Дятел всегда прячется от наблюдателя за ствол дерева, и второй человек может выступить загонщиком, обходя ствол и выгоняя птицу на снимающего коллегу.
Времена года
В России есть четыре полноценных сезона, и в каждый из этих сезонов съёмка птиц имеет свои особенности.
Весна — самое жаркое для фотографа время. Птица возвращается домой, птица поёт, птица легко приманивается. Листва на деревьях ещё не густая, а пернатые прилетают в великолепных нарядах брачного сезона. Также весной землю устилают прелые листья, что даёт интересные коричневато-фиолетовые фоны, гармонично дополняющие наши работы.
Весна — самое жаркое для фотографа время. Птица возвращается домой, птица поёт, птица легко приманивается. Листва на деревьях ещё не густая, а пернатые прилетают в великолепных нарядах брачного сезона. Также весной землю устилают прелые листья, что даёт интересные коричневато-фиолетовые фоны, гармонично дополняющие наши работы.
Летом можно вставать очень рано и снимать птицу до работы или учёбы — солнце восходит около четырёх часов в июне — июле. Это время снимать повзрослевших птенцов и молодых птиц в красивых зелёных оттенках летнего леса.
Осенью птица улетает на юг, но это время золота и разноцветных красок. Да и вообще осень — период создания наиболее художественных образов, достаточно всего лишь совместить объект съёмки с нужным фоном. Это может быть золотистая гладь воды с отражением жёлтой листвы, это могут быть жёлтые листья на воде или отражения солнца в жёлтой, красной или оранжевой листве. Осень — время великолепных экспериментов.
Зимой в лесу много света. Листва больше не загораживает солнечный свет, и он отражается от снега. Наконец-то в лесу можно увидеть сов, поскольку они наконец-то не скрыты от глаз. В том же Измайловском парке совы начинают охотиться ближе к тропинкам, ведь по тропинкам открыто бегают грызуны.
Зимой можно снимать дятлов, которые охотно прилетают на кормушки с салом. Я уже отмечал, что голод сильнее страха перед человеком, а зима — страшное и голодное время. Где-то я видел статистику, что до весны доживает только каждая десятая мелкая птица. Одних убьют голод и болезни, других поймают хищные птицы, такие как ястребы и совы. Но каждый из нас может помочь им пережить это сложное время, просто повесив свою кормушку или подсыпав корма в чужую.
Кормить или не кормить птиц в городе — вопрос дискуссионный. Одни говорят, что кормушка — это что-то противоестественное, нарушающее естественный отбор, и, кормя птиц, мы оказываем им медвежью услугу. Есть исследования о ситуации с болезнями птиц столующихся на кормушках в Лондоне, там сказано, что кормушка — это рассадник болезней и вирусов. В частности, птичьей оспы! Птицы концентрируются на кормушке и передают друг другу болезни.
Если вам интересна тема кормушек — почитайте книгу Василия Вишневского «Птицы на кормушках: подкормка и привлечение» или посмотрите ролики этого автора в Интернете
Если вам интересна тема кормушек — почитайте книгу Василия Вишневского «Птицы на кормушках: подкормка и привлечение» или посмотрите ролики этого автора в Интернете
Впрочем, я считаю, что мы и так вмешались в биотоп живого мира, построив города, из-за чего количество мест, пригодных для существования и добычи пропитания, сократилось (а где-то невероятно увеличилось, к примеру, на свалках, приведя к росту количества хищных птиц — ворон и чаек), шумовое загрязнение усилилось, и странно, сделав всё это, рассуждать о плюсах и минусах кормушки в городе.
Изменение климата и наличие пищи приводят к тому, что многие перелётные птицы остаются в городах зимовать. К примеру, у меня около дома зимует дрозд-рябинник, мы с ним подружились, и раз в два дня я приносил ему грушу или яблоко. Так мы и встречали друг друга по утрам, создавая отличное настроение на весь день. Я назвал его Степаном.
Изменение климата и наличие пищи приводят к тому, что многие перелётные птицы остаются в городах зимовать. К примеру, у меня около дома зимует дрозд-рябинник, мы с ним подружились, и раз в два дня я приносил ему грушу или яблоко. Так мы и встречали друг друга по утрам, создавая отличное настроение на весь день. Я назвал его Степаном.
Подружившись со Степаном, я смог позволить себе подбирать композицию, фоны и прочие фотографические радости. Весной и летом я такого проделать не сумел бы.
Для городских фотографов, зима — удачное время, чтобы снимать «водоплавь», которая концентрируется в огромном количестве на небольших незамерзающих водоёмах рядом с промышленными объектами. В Москве это точки в Царицыне, Коломенском, Крылатском и ряде других. Тут зимует до 20 000 особей кряквы, но можно встретить и экзотических для нашего региона уток. Это и мандаринки, и свиязи, и шилохвости. В Петербурге уже много лет живёт утка-арлекин (каменушка), а в Царицыне — белолобый гусь. Попробуйте снять мандаринку в дикой природе на Дальнем Востоке, где на неё охотятся! А в городах — спокойно, сыто и комфортно. Некоторые утки, как и человек, отдают предпочтение жизни в городах.
Одежда
В городе вам необязательно одеваться в костюм лешего, чтобы стать незаметным для птицы. Но определённые правила всё же не помешают.
- Не используйте синтетику. Зрение у птиц — это что-то невероятное. Мы по сравнению со многими видами просто дальтоники. Большое количество птиц (например, лазоревка) видят в ультрафиолетовом спектре и воспринимают гораздо больше оттенков, чем человек. Даже если нам кажется, что одежда из синтетики имеет защитный цвет, для птиц она будет выглядеть совсем иначе.
- Маскируйте глаза. В дикой природе пристальный взгляд — это всегда про агрессию и нападение. Некоторые фотоохотники говорят, что достаточно небольшой сетки на глаза, чтобы птица стала вам больше доверять. Подойдёт и панамка или кепка с козырьком.
- Одевайтесь практично. В большинстве случаев птицу лучше снимать, держа фотоаппарат на уровне её глаз, то есть для этого придётся ложиться на землю, в снег, грязь. Подбирайте правильную одежду, чтобы не испачкать эспадрильи от Gucci.
- Одевайтесь тепло. Всегда надо держать в голове, что в парке чуть прохладнее, чем в самом городе, особенно это чувствуется, когда по несколько часов находишься на свежем воздухе. Зимой я хожу в арктической одежде: пуховых штанах и куртке, в сапогах Baffin на минус 50.
Этика съёмки птиц в городе
Я уже несколько раз касался вопроса этики съёмки дикой природы в больших и малых городах. Но вопросов, которые хотелось бы осветить, конечно, гораздо больше. И на них не всегда есть однозначные ответы.
Итак, самое главное, что каждый из нас должен понимать, — надо соотносить все свои действия с простой формулой «не навреди». И тут мы сразу сталкиваемся с размытой границей этой формулировки: некоторые считают, что при наблюдении и съёмке птиц нельзя использовать манки и голоса птиц для их приманивания. Другие считают, что можно, но следует соблюдать меру. Точного уровня этой «меры» нет. Кто-то говорит о 30 секундах, кто-то о минуте.
Итак, самое главное, что каждый из нас должен понимать, — надо соотносить все свои действия с простой формулой «не навреди». И тут мы сразу сталкиваемся с размытой границей этой формулировки: некоторые считают, что при наблюдении и съёмке птиц нельзя использовать манки и голоса птиц для их приманивания. Другие считают, что можно, но следует соблюдать меру. Точного уровня этой «меры» нет. Кто-то говорит о 30 секундах, кто-то о минуте.
Я читал исследование, в котором отмечалось, что нужно отталкиваться от вида. У одних птиц самка может остро отреагировать на манок и бросить свою вторую половину, посчитав её слабой (такие исследования существуют), другие виды абсолютно равнодушны к манку. Авторы статьи поднимали вопрос: что же лучше? Манок, когда птица подлетит к группе бёрдвотчеров, они её сфотографируют и отпустят, или же эта группа разбредётся по лесу без манков в поисках этой птицы и будет производить гораздо больший шум в лесу, чем если бы они собрались вместе в одной точке, маня её?
Таких вопросов огромное количество. Можно ли кормить птиц на кормушках? Нужно ли отгонять хищную птицу от её жертвы? Следует ли подбирать больных и ослабленных птиц и относить их на лечение или не нужно вмешиваться в процессы естественного отбора?
Для себя я выработал следующие принципы.
Таких вопросов огромное количество. Можно ли кормить птиц на кормушках? Нужно ли отгонять хищную птицу от её жертвы? Следует ли подбирать больных и ослабленных птиц и относить их на лечение или не нужно вмешиваться в процессы естественного отбора?
Для себя я выработал следующие принципы.
Манки
Я использую манок, но стараюсь манить не больше 1–2 минут (сильно зависит от вида). Если у меня уже неплохо отснят вид, то я больше не использую манки для приманивания этого вида. Например, в Москве в настоящее время я почти не использую голоса птиц. Но если у меня до сих пор нет нормально снятой славки-черноголовки, то я могу воспользоваться манком.
Съёмка на гнёздах
Я почти никогда не снимаю птиц на гнёздах, за редкими исключениями. Один раз я снял серию с гнездом певчего дрозда. Дрозд свил его прямо у асфальтовой велосипедной дорожки напротив лавочки. Его не беспокоило постоянное присутствие людей. Либо это была определённая защита — хищники держатся подальше от людей. Дрозды вывели на моих глазах семерых птенцов, которые успешно покинули это гнездо.
В данном случае я даже не заходил в лес, а просто стоял на асфальте или сидел на лавочке, наблюдая за птицами. Когда я опубликовал эту историю, я подробно описал этическую сторону вопроса, чтобы подписчики понимали все обстоятельства. Даже если мы сами вели себя этично, наши кадры подтолкнут других людей повторить эту историю.
В данном случае я даже не заходил в лес, а просто стоял на асфальте или сидел на лавочке, наблюдая за птицами. Когда я опубликовал эту историю, я подробно описал этическую сторону вопроса, чтобы подписчики понимали все обстоятельства. Даже если мы сами вели себя этично, наши кадры подтолкнут других людей повторить эту историю.
Гнездо — это фактически «сковородка с яичницей» в голодающем мире. И каждый пытается добраться до яиц или беспомощных птенцов, чтобы съесть их. Фотограф иногда даже не осознает, как демаскирует гнездо. К примеру, вороны часто следуют за человеком и наблюдают, как он спугивает мелких птиц.
Стоит ли сгонять птицу на более выгодную для нас точку съёмки, ломать ветки для изменения композиции кадра, кричать и выгонять птицу из укрытия? Однозначно нет.
Стоит ли сгонять птицу на более выгодную для нас точку съёмки, ломать ветки для изменения композиции кадра, кричать и выгонять птицу из укрытия? Однозначно нет.
«Помощь» птицам
В дикой природе мы не должны вмешиваться в естественные процессы, такие как охота одних птиц на других. Мы не должны подбирать с земли «слётков» — слетевших с гнёзд птенцов, которые пока ещё не умеют летать, но обычно прячутся в кустарниках и высокой траве и ждут, когда родители их покормят.
С другой стороны, если вы видите, что домашняя кошка охотится на птицу, тут можно вмешаться, поскольку кошка не является частью дикой природы. Кстати, от домашних кошек ежегодно гибнет более трёх миллиардов птиц — да из-за охоты или вырубки лесов страдает меньше пернатых!
С другой стороны, если вы видите, что домашняя кошка охотится на птицу, тут можно вмешаться, поскольку кошка не является частью дикой природы. Кстати, от домашних кошек ежегодно гибнет более трёх миллиардов птиц — да из-за охоты или вырубки лесов страдает меньше пернатых!
Если вы видите травмированную краснокнижную птицу, конечно, можно попытаться её спасти — отнести к ветеринару или в центр помощи диким птицам. К примеру, в Москве есть «Орнитарий» в Сокольниках или группа помощи птицам «Воронье гнездо».
О вопросах этики можно, наверное, рассуждать ещё много и долго, но всё же хочу повториться — мы должны соблюдать правило «не навреди».
О вопросах этики можно, наверное, рассуждать ещё много и долго, но всё же хочу повториться — мы должны соблюдать правило «не навреди».
Творческий взгляд
Если вам надоело делать портреты птиц, или, как я их называю, «каталожные» снимки, город даёт большие возможности для творческих поисков. Поскольку птица подпускает близко, можно снимать какие-то детали (экспериментировать со съёмкой перьев). Можно пытаться ловить птиц в динамике, можно снимать птицу на фоне большого города.
В последнее время снимаю серию под рабочим названием «Птицы на асфальте». Для меня это некий вариант студийной съёмки, а асфальт я использую в качестве студийного фона. При всём этом в кадре нет ничего лишнего — ни листьев, ни веток, нет паразитных рефлексов от листвы, и взгляд человека концентрируется только на главном объекте.
В конце хотелось бы отметить, бёрдвотчинг — это не точная наука, как и съёмка птиц. Со всем, что я тут сказал, можно спорить, не соглашаться, идти своим путём — в этом и состоит творческий поиск человека.
Наблюдение за птицами может быть суеверием, традицией, искусством, наукой, удовольствием, хобби, скукой — это полностью зависит от наблюдателяДжеймс Фишер, 1941
Это очень точные слова, каждый в фотографии птиц или в наблюдении открывает для себя что-то новое — это и прогулки на свежем воздухе, и определённое возвращение в лоно природы, и поиски смысла жизни, и азарт, и многое-многое другое. Главное не полениться, зарядить аккумуляторы и выйти в лес на фотоохоту!
Ну и напоследок. Когда меня спрашивают, почему же в итоге бёрдвотчинг, я отвечаю: он всегда со мной, где бы я ни был, чтобы я ни делал, даже когда снимаю тревел-фотографию или брожу по улочкам разных городов, я наблюдаю и фотографирую птиц.
Егор Власов
Фотограф дикой природы и бёрдвотчер. Снимает птиц в разных странах мира. Член Союза фотографов дикой природы. Победитель конкурсов National Geographic, «Моя Планета», «Золотая Черепаха». Обладатель золотой медали Биеннале FIAP на Кубке мира по фотографии в 2018 году. Автор публикаций в журналах Digital Photo, Foto&Video, «Туризм и отдых» и других.
VK