Nature Photo Team

Светлячки в ночном лесу. Даниил Коржонов

пейзаж история одного кадра
Светлячки в Японии

Идея кадра со светлячками

Я часто бываю в загадочной Стране восходящего солнца, поскольку очень люблю культуру и традиции этой страны. Уже сотни лет каждую весну жители Японии выходят в парки любоваться цветением сакуры. Такая же традиция — любоваться золотистыми огоньками светлячков.
В мире существует более 2000 видов светлячков, и лишь немногие из них обладают интересной для фотографов способностью синхронно загораться короткими световыми вспышками. В Японии обитает один из таких редких видов синхронных светлячков — hime-botaru.

Сезон свечения таких светлячков длится не более недели

Поймать момент свечения светлячков очень не просто, пик свечения проходит всего за 2-3 дня. При том в разных частях страны свечение начинается в разное время. И практически невозможно угадать, где и когда светлячки будут сиять наиболее ярко и активно. И это сильно усложняет задачу фотографа.
Мне хотелось снять не просто светящихся жучков в лесу, — я хотел, чтобы в кадре присутствовал один из самых узнаваемых символов Японии - ворота Тории. Посоветовавшись практически со всеми местными фотографами, я отправился на самый юг Японии — в горы на севере острова Кюсю в паре часов езды от города Фукуока. В горах раскинулся красивый кедровый лес, посреди которого стоят ворота Тории. Именно такое место я искал!

От идеи к реализации

Однако на месте выяснилось, что очень много фотографов хотят снимать синхронных светлячков, и места на всех желающих не хватит. Чтобы выбрать лучшую точку для съёмки (ведь комфортно разместить на дорожке можно только 4-5 штативов), надо приехать часов в 10 утра, а светлячки появляются лишь с наступлением сумерек — примерно в 9-10 часов вечера. Да и приходить уже в сумерках у японцев не принято, они воспримут это чуть ли не как личное оскорбление, ведь в их представлении, светлячки — очень нежные создания, которых можно напугать шумом и светом, если поздно прийти. Мне очень помогли мои японские «фанаты», согласившись заранее приехать на точку, поставить штативы и подождать меня.
24 ‌‌mm, f/2.8, ISO:‌ 6400
И вот наступает долгожданный момент. Стемнело. Фотографы в полной готовности, камеры установлены, экраны выключены, все светящиеся лампочки фотоаппаратов заклеены черным плотным скотчем. Абсолютная темнота и тишина. Кажется, что все вокруг замерло в предвкушении чуда.
Вдруг — лес преобразился! Вдалеке загорелся единственный слабый огонек, но за ним последовал второй, потом третий — и вот уже вся растительность вокруг светится и мерцает! В полнейшем восторге мы как дети радовались, ожившему, будто по взмаху волшебной палочки, лесу!

Технические аспекты съёмки

Сложности ночной съёмки светлячков заключаются в том, что жучки маленькие и дают мало света. Вокруг темно, а нам необходимо получить кадр, где видно и ворота Тории и яркие огоньки светлячков. Для решения этой задачи я взял светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G.

Объектив: AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G
Диафрагма: f/1.4 - f/1.6
Чувствительность ISO: от 3200 до 4000
Выдержка: 30 секунд (суммарная выдержка до 1,5 часов)

Чтобы кадр был более светлым, я открыл диафрагму, установив f/1.4 - f/1.6. Однако при такой открытой диафрагме ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) оказывается очень мала. В этом случае, чтобы собрать резкий кадр, я использовал технологию фокус-стекинга.
58 mm, f/1.8, ISO:‌ 2500
Длину выдержки я установил равной 30 секундам, ISO: от 3200 до 4000. Почему бы не попробовать снять сразу всех светлячков, установив значение длины выдержки, например, 1 час? Потому что для всей цифровой техники характерны так называемые «горячие» пиксели — когда из-за повышения температуры матрицы (например, при длинной выдержке) пиксель неправильно отображает цвет. Особенно сильно такой эффект заметен на ночных темных фотографиях с длиной выдержки от 5 минут. В этом съёмка светлячков похожа на съёмку звёзд.

Используйте несколько кадров по 30 секунд вместо одного длинного

Я остановился на значении выдержки в 30 секунд, чтобы на матрицу попало достаточное количество света от светлячков, но не появились дефекты. Затем снимки, сделанные при помощи стекинга, я объединил в программе StarStaX, и получившийся результирующий снимок стал эквивалентом полуторачасовой съёмки, но без бракованных «горячих» пикселей.
ссылка
Как правильно собирать кадры (стекинг)
Пошаговая инструкция, как правильно сшивать сотни фотографий в один кадр, снижая количество шумов на сверх-длинных выдержках
Мы снимали это уникальное явление в течение 3 часов, завороженно наблюдая за невероятной красотой! К 11 часам вечера светлячки начали постепенно затухать, и волшебство подошло к концу. Но даже самая прекрасная фотография не может передать то гипнотическое состояние, которое владеет тобой, пока ты наблюдаешь за светлячками, мысли движутся вместе с ними, ты медитируешь. Магия природы творит чудеса: я вышел из леса обновленным, с легкой душой, и стал смотреть на мир немного иначе.
Даниил Коржонов
Известный фотограф, почти все время проводит в путешествиях по разным уголкам планеты и делает удивительные пейзажные фотографии. Работы Даниила часто можно встретить в известных зарубежных журналах, он является победителем конкурсов и премий, таких как «Best of Russia» и других. Фотографии Даниила впечатлили компанию Apple, которая выкупила снимок с изображением норвежской деревушки Рейне для презентации MacBook Pro.

Сайт автора
Комментарии в Telegram