КОНСТАНТИН ШАМИН
СТЕКИНГ В НОЧНОЙ ФОТОГРАФИИ
Избавляемся от шумов и собираем треки звёзд с помощью серии кадров
озеро Эльтон, Nature Photo Camp
КОНСТАНТИН ШАМИН

Стекинг в ночной фотографии

Избавляемся от шумов и собираем треки звёзд с помощью серии кадров
КОНСТАНТИН ШАМИН
СТЕКИНГ В НОЧНОЙ ФОТОГРАФИИ
Избавляемся от шумов и собираем треки звёзд с помощью серии кадров
В классической пейзажной фотографии мы знаем несколько вариантов применения стекинга. В основном это связано с глубиной резкости и стекингом по фокусу. Но сегодня мы поговорим про создание технически качественной ночной фотографии. Разберём две самые распространённые задачи: съёмка статичных звёзд и звёздных треков.
Технология съёмки статичных звёзд (Млечного пути) заметно отличается от съёмки треков
Статичные звёзды, Млечный путь
При съёмке статичных звёзд или Млечного пути мы не можем использовать длинную выдержку — после 10–30 секунд звёзды смазываются из-за вращения Земли. Чтобы добиться нужной яркости, приходится увеличивать ISO. В результате мы получаем или тёмную картинку или очень шумную. А обычно и то и другое.
В таких съёмках (темнота + высокое ISO + ограничение по выдержке) мы получаем так называемый «случайный» шум (или входящий шум, upstream noise). Этот шум образуется из-за неравномерности потока фотонов, погрешности сбора электронов в лунки пикселей и аналогового усиления (поднятия ISO).
Съёмка статичных звёзд. Каппадокия
Съёмка статичных звёзд. Каппадокия
Самый простой способ избавиться от подобных шумов — снять несколько одинаковых кадров подряд, объединить их в Фотошопе в смарт объект и применить усреднения по медиане. Таким образом мы часто избавляемся от шума высокого ISO. Но в данном случае этот способ не решит проблему, так как наши звезды постоянно движутся и в каждом последующем кадре будут смещены относительно предыдущего.

Тут на помощь приходит софт из астрофотографии. Есть две замечательные программы: Sequator (Windows, бесплатно) или Starry Landscape Stacker (MacOS, платно), которые нам могут помочь. Ниже представлен интерфейс этих программ.
Что делают эти программы:
  • разворачивают кадры против движения звёзд;
  • совмещают звёзды сами с собой;
  • учитывают дисторсию объективов (по этой причине не работает автовыравнивание подобных кадров в Фотошопе — он ничего не знает про дисторсию уже снятых кадров);
  • следят, чтобы не было дублирования звёзд;
  • складывают получившийся стек;
  • как следствие — удаляются шумы, а звёзды становятся ярче.
В основе этих двух программ лежит общий принцип. Поэтому и работа в них выглядит примерно одинаковой:
  1. Загружаем фотографии, которые будут объединены в стек (raw или tiff 16 bit);
  2. Для корректной работы, выделяем, где находится земля, а где небо (рисуем или подправляем как кистью в Фотошопе). Тогда разворот звёзд против движения будет только в небе и не будет затрагивать передний план;
  3. Запускаем сборку стека;
  4. Сохраняем результат в tiff 16 bit для дальнейшей обработки в графическом редакторе.
Съёмка Млечного пути требует минимизации шумов
Сравним результат?
Для наглядности результата и понимания, стоит ли вообще таким заниматься, давайте сравним один кадр на параметрах ISO6400, 5 sec и результат стека из 15 точно таких же кадров. Увеличение скриншотов 200% (лучше смотреть на большом экране).
При прямом сравнении «один кадр — стек» можно заметить, как после сложения становятся видны звёзды малой светимости, которые прятались среди шумов.
Стекинг — единственный способ получить кристально чистое звёздное небо без шумов
Стекинг — единственный способ получить кристально чистое звёздное небо без шумов
Съёмка звёздных треков
Перейдём к совершенно противоположным задачам. Если в предыдущей части статьи нас интересовал вопрос, как сделать так, чтобы звёзды не двигались в кадре, то теперь нас интересует, наоборот, максимальный сдвиг.

Кажется, что нет проблем — просто ставим камеру на выдержку 1–2 часа (без пульта этого не умеет ни одна камера) и готово! Но не всё так просто.
Длительность выдержки для съёмки таких кадров от 30 минут до нескольких часов
Даже в самых тёмных уголках планеты небо имеет свою светимость. За выдержку в несколько часов информации о свете накопится достаточно, чтобы «съесть» звёзды, а в более реальных условиях — даже уйти в пересвет.

Чем больше работает матрица фотоаппарата, тем больше она накапливает шумов. В итоге мы получим очень шумную картинку, в которой с этими шумами ничего не сможем сделать.

Поэтому звёздные треки также снимают серией кадров, но с выдержкой в 2–4 минуты на кадр (в зависимости от яркости неба). Это позволяет избавиться от лишних шумов, не допустить пересвета и выбрать нужную длину треков уже после съёмки.
Бесплатно:
Вступи в сообщество Nature Photo Team чтобы получить безлимитный доступ ко всем статьям.
Войдите, если у вас уже есть аккаунт на сайте Nature Photo Team
Чтобы получить подобный кадр в северном полушарии надо направлять камеру на Полярную звезду
Чем длиннее мы поставим выдержку, тем меньше снимков мы получим. Если снимать кадрами по 30 секунд, то за час мы получим 120 файлов, а если снимать по 4 минуты, то на выходе у нас будет всего 15 кадров.

Есть ещё такое понятие как «дыры» (гапы, gap) — чем больше у нас кадров — тем больше в сборке будет дыр. Причина их возникновения описана у меня в отдельной статье. Поэтому, чем меньше кадров, чем длиннее выдержка — тем лучше.
При увеличении видно, что некоторые треки выглядят как пунктир. Каждая черта — отдельный кадр в стеке
Сборка отснятого материала максимально простая. Нам нужно сложить все кадры в виде слоёв в Фотошопе. Для этого мы можем выбрать в меню Files — Script — Load Files Into Stack и выбрать нужные снимки.
Photoshop: Files — Script — Load Files Into Stack
Самую нижнюю фотографию мы оставляем в режиме наложения Normal, а остальные выделяем и переводим в режим наложения Lighten.
Photoshop: Files — Script — Load Files Into Stack
В этой статье мы рассмотрели классические способы сложения стеков в ночном пейзаже. Но это не означает, что на этом применение стеков закончилось. Наоборот, я бы сказал, что с этого стеки в ночном пейзаже только начинаются. Так что не бойтесь экспериментировать и показывайте ваши результаты!
  • Константин Шамин

    Профессиональный пейзажный и travel-фотограф

    Константин Шамин занимается фотографией более 20 лет. Работает в разных жанрах: творческие и коммерческие съёмки, тревел, пейзаж, постановочная фотография, аэросъёмка. Любит экспериментировать в жанрах и техниках съемки. Основатель Школы Первого Фото Канала, сооснователь компании-организатора профессиональных фототуров Еврофототур.

    Сайт автора

Смотрите также
    NPT РЕКОМЕНДУЕТ