Увлечение фотоохотой обычно начинается со съёмки животных в статике. Неподвижный объект даёт нам и нашей камере время для фокусировки, позволяет удачнее скомпоновать кадр и сделать несколько дублей — так повышается вероятность получения резкого снимка.
Со временем, коллекция качественных кадров разрастается, однообразие поз и сюжетов съёмки надоедает и фотоохотника начинает увлекать идея запечатлеть пластику, эмоции животного, передать на снимке процесс охоты, игры и другие интересные моменты
Один из самых технически сложных видов съёмки – съёмка в полете, для которой в англоязычной терминологии есть термин BIF (Birds in flight). Кроме птиц мы можем снимать и других летающих животных — насекомых или млекопитающих.
Со временем, коллекция качественных кадров разрастается, однообразие поз и сюжетов съёмки надоедает и фотоохотника начинает увлекать идея запечатлеть пластику, эмоции животного, передать на снимке процесс охоты, игры и другие интересные моменты
Один из самых технически сложных видов съёмки – съёмка в полете, для которой в англоязычной терминологии есть термин BIF (Birds in flight). Кроме птиц мы можем снимать и других летающих животных — насекомых или млекопитающих.
С чего начать?
Тренироваться лучше всего на обитателях водоёмов. Нам потребуются птицы среднего и крупного размера — чайки, цапли, утки. У них предсказуемая траектория передвижения, не очень быстрые взмахи крыльями, продолжительная фаза планирующего полёта.
Биотоп с водоёмом даёт хорошее разделение планов и упрощает задачу автофокусу. Даже на камеру с неторопливой, контрастной системой фокусировки, можно поснимать чаек в полёте. В таком случае лучше не гнаться за большими фокусными расстояниями.
Биотоп с водоёмом даёт хорошее разделение планов и упрощает задачу автофокусу. Даже на камеру с неторопливой, контрастной системой фокусировки, можно поснимать чаек в полёте. В таком случае лучше не гнаться за большими фокусными расстояниями.
Пока забудем о режимах автодетекта животных, о Face/Eye AF и о трекинге объектов — это хорошо работает только на камерах высокого класса, о которых речь пойдёт позже. Лишь самый примитивный режим фокусировки Multizone по центральной области сможет адекватно «отстреляться» по быстродвижущемуся объекту на камере без фазового автофокуса.
Стоит выбирать режим следящей фокусировки, это позволит камере осуществлять подстройку AF непрерывно вплоть до полного нажатия кнопки спуска и подстраивать его даже в процессе серийной съёмки.
Стоит выбирать режим следящей фокусировки, это позволит камере осуществлять подстройку AF непрерывно вплоть до полного нажатия кнопки спуска и подстраивать его даже в процессе серийной съёмки.
ссылка
Где снимать птиц весной. Часть 1. Южные регионы
Лучшие локации для съёмки весеннего пролёта птиц, виды, сюжеты, советы как удобнее добраться и где лучше остановиться
Затвор используем механический — только он годится для съёмки динамики на камере без нового типа матрицы (Stacked Sensor), ибо электронный затвор на матрице с малой скоростью считывания и заметным эффектом Rolling Shutter даст искажение быстродвижущихся объектов: крылья окажутся неестественным образом изогнуты и размазаны.
На двух примерах ниже я использовал китовый объектив LUMIX S 24-105mm F4 Macro O.I.S., а также более дорогой LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. Использовался одиночный (несерийный) режим съёмки, и выход годных был весьма высоким — порядка 80% резких кадров.
На двух примерах ниже я использовал китовый объектив LUMIX S 24-105mm F4 Macro O.I.S., а также более дорогой LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. Использовался одиночный (несерийный) режим съёмки, и выход годных был весьма высоким — порядка 80% резких кадров.
На первом кадре выдержка кажется избыточно короткой, тогда я только начинал знакомиться с камерой и использовал её для пробы, а сейчас бы скорее поставил 1/3200 или 1/4000. Но! Кончики маховых перьев получились весьма резкими, чего трудно добиться даже на 1/4000. Света же вполне хватало — ISO1600 совсем немного для полнокадровой матрицы.
На втором фото выдержка 1/3200, а фаза полёта планирующая — возможно, хватило бы и 1/2000, но ISO всего 640, света много, так что лучше перестраховаться. С таким светосильным объективом как 70–200/2.8 можно было для гарантированной заморозки движения (если в этом ваша цель) использовать 1/4000–1/6400. Стабилизатор отключён в обоих случаях, так как на таких коротких выдержках он не нужен.
Базовые настройки для BIF:
- выдержка 1/3200. Для крупных неторопливых птиц можем удлинить до 1/2000, для мелких и скоростных — укорачиваем до 1/4000–1/6400;
- стабилизатор отключаем;
- механический затвор для всех камер, кроме камер высокого уровня с типом матрицы Stacked Sensor (Canon R3, Nikon Z8, Nikon Z9, Sony A1) и с затвором Global Shutter (Sony A9-III).
Полезные приёмы и хитрости
Примерно половина успеха зависит от соблюдения двух условий: выгодной позиции для съёмки и предварительной фокусировки. Нет ничего важнее этого для получения удачных резких кадров BIF. Остановимся на данных моментах подробнее.
Идеальной позицией следует считать такую, когда солнце находится позади вас, птица летит на вас или перпендикулярным курсом, при этом ветер дует навстречу движению птицы. Поэтому вполне логично потратить время на предварительную разведку, поиск конкретной точки съёмки, выбрать нужное время дня, и потом уже снимать в своё удовольствие. При возможности желательно найти такое место, где в качестве фона будет выступать не небо или мельтешение близко расположенных кустов, а тёмный массив леса вдалеке, равномерно зелёный луг либо водная гладь с отражением растительности. Это даст красивый по цвету и при этом однородный, хорошо размытый фон даже в случае относительно больших диафрагменных чисел (f6.3 – f9) при фокусных расстояниях от 400 до 800 мм. Всегда выгодно находиться выше птицы.
А что насчёт предварительной фокусировки? Любая, даже самая дорогая камера с самым лучшим и быстрым объективом, не гарантирует захвата объекта, если автофокус зацепился за дальний план или, наоборот, находится в ближней зоне.
ссылка
Птицы большого города. Егор Власов
Вы даже не представляете разнообразие птиц, которых можно сфотографировать не выезжая из города! Большая статья с примерами, советами и практическими рекомендациями
И на ограничитель диапазона фокусировки надеяться не стоит (имеется в виду ползунок выбора зоны действия АF на объективе, например, Full / 2m–10m / 10m–∞). Ведь никогда нельзя дать гарантию, что птица не пересечёт пограничную черту в 10 метров, и тогда безвозвратно потеряешь редкий кадр. А если переключить его в ближнюю зону для съёмки мелочи, то, скорее всего, забудешь в таком положении и опять же можно упустить что-то неожиданно появившееся вдалеке. Поэтому у меня переключатель чаще всего стоит в режиме полного диапазона фокусировки (Full).
Итак, чтобы помочь автофокусу начать работать с выгодной для него позиции и быстро зацепиться за объект, нужно предварительно сфокусироваться на расстоянии, на котором вероятнее всего появится объект, и оставить AF в таком положении перед съёмкой (для чего отключаем режим постоянной подстройки АF в меню камеры). Чем точнее вы угадаете это расстояние, тем быстрее сработает автофокус.
Часто птица появляется в поле зрения внезапно и непредсказуемо, поэтому, находясь на точке съёмки или в процессе ходовой охоты полезно держать оборудование в состоянии немедленной готовности к съёмке динамики. Это подразумевает отключённый стабилизатор (либо включённый в режим панорамирования/erratic motion), а также соответствующие установки выдержки и серийной съёмки.
Именно так получилось у меня во время прогулки по берегу водоёма в Крылатском. С дерева, растущего на берегу, внезапно сорвался незамеченный ранее волчок и, описав широкую дугу над водой, скрылся в прибрежных зарослях метрах в 40 правее. Хорошо, что камера была в нужном режиме (отключённый стаб, выдержка 1/4000, серийная съёмка 20 кадров/сек). В течение той самой секунды была отснята серия в 19 кадров, из которых все оказались в фокусе.
Слагаемые успеха:
- солнце сзади нас, встречный ветер для птицы;
- тёмный равномерный фон вдали;
- предварительная фокусировка на наиболее вероятном расстоянии.
Что ещё можно снять камерой начального уровня?
Не забываем про насекомых. Стремительных и непредсказуемых стрекоз, шершней и бабочек в полёте не снять медленной камерой, но вот зависающие насекомые, такие как пчёлы, шмели, бражники — отличная цель. В грубом приближении можно считать их статичными объектами и применять соответствующие настройки: режим AFS и фокусировку по центральной рамке небольшого размера.
В приведённом примере использовался объектив Sigma 105mm F2.8 DG DN Macro. Задачу съёмки бражника удалось решить за счёт короткой выдержки и серийной съёмки 9 кадров в секунду (с механическим затвором); серия была начата в тот момент, когда языкан ещё зависал неподвижно над цветком, собирая нектар.
Подобный зависающий полёт характерен и для некоторых хищников, таких как луни и пустельги. В следующем примере использовался медленный объектив Sigma 150-600mm F5-6.3 DG DN OS опять же без поддержки DFD и, тем не менее контрастный автофокус успел зафиксировать объект. Слишком короткая выдержка не понадобилась, хватило и 1/1600, это одиночный кадр без серийной съёмки.
Если повторить приём съёмки бражника, то с этим объективом можно поймать и шустрого щегла, взлетающего с травы. Речь не идёт о том, что неторопливый автофокус сможет вести птицу как объект в режиме следящей фокусировки, но вот зацепиться за контрастное оперение по центральной зоне он успеет, даже если птица будет в движении.
Технология Pre-Capture
Глядя на взлетающих насекомых и птиц, многие зададутся этим вопросом. Функция Pre-Capture появилась достаточно давно, например, в камерах Olympus она называется Pro Capture. По сути, это закольцованная непрерывная запись в буфер серийной съёмки на протяжении последней секунды, примерно как в видеорегистраторах, когда камера повторяет цикл записать-стереть-записать таким образом, что в буфере постоянно хранится запись последней секунды, предыдущие записи автоматически удаляются.
При активированной функции заполнение буфера начинается с полунажатия кнопки спуска затвора, при полном же нажатии этот непрерывно обновляемый «архив последней секунды» сбрасывается на карту памяти и мы получаем возможность поймать событие, совершившееся до нажатия кнопки спуска.
Выглядит заманчиво, однако есть одно но: работает данная функция только с электронным затвором, а значит, на камерах, не оснащённых Stacked Sensor или Global Shutter, при съёмке динамики мы получим уже упоминавшиеся ранее искажения быстродвижущихся объектов. Пока только три камеры с большой скоростью считывания оснащены данной функцией — Nikon Z9 и Z8 (под названием Pre-Release Burst) и Sony A9-III (начало продаж — март 2024).
С механическим же затвором остаётся надеяться лишь на свою реакцию и способность прогнозировать поведение животного.
Выглядит заманчиво, однако есть одно но: работает данная функция только с электронным затвором, а значит, на камерах, не оснащённых Stacked Sensor или Global Shutter, при съёмке динамики мы получим уже упоминавшиеся ранее искажения быстродвижущихся объектов. Пока только три камеры с большой скоростью считывания оснащены данной функцией — Nikon Z9 и Z8 (под названием Pre-Release Burst) и Sony A9-III (начало продаж — март 2024).
С механическим же затвором остаётся надеяться лишь на свою реакцию и способность прогнозировать поведение животного.
Преимущества топовых камер
Nikon Z8/Z9 оснащён stacked сенсором разрешением 46 Мп и чисто электронным затвором со временем считывания (не путать с выдержкой) кадра 1/270 сек. Может вести серийную съёмку в RAW со скоростью 20 кадров/сек. Sony A1 имеет Stacked сенсор разрешением 50 Мп, время считывания 1/240 сек (по данным некоторых измерений — 1/260 сек). Серийная съёмка 20 кадров/сек в RAW и 30 кадров/сек в JPEG. Sony A9-III получила новейший сенсор с технологией Global Shutter (заявленное время считывания 0 мс), но с относительно невысоким разрешением 24 Мп, серийная съёмка возможна на рекордной скорости 120 кадров/сек в RAW.
Это высшая лига камер для съёмки динамики. Достаточно сказать, что только на Sony А1 и Nikon Z9 пока удалось с достаточным качеством при использовании электронного затвора снять в полёте пулю, вылетающую из ствола винтовки (на выдержке 1/32000 сек). Стоят такие камеры немалых денег. Что же они дадут такого, чего нельзя получить на более простой технике?
Это высшая лига камер для съёмки динамики. Достаточно сказать, что только на Sony А1 и Nikon Z9 пока удалось с достаточным качеством при использовании электронного затвора снять в полёте пулю, вылетающую из ствола винтовки (на выдержке 1/32000 сек). Стоят такие камеры немалых денег. Что же они дадут такого, чего нельзя получить на более простой технике?
Во-первых, при съёмке BIF будет эффективно работать следящая автофокусировка по глазу животного. Не просто по крыльям, голове или корпусу птицы, а именно трекинг по глазу, на очень высокой скорости, даже на встречном курсе. Системы автофокусировки таких камер за счёт высокой скорости считывания с матрицы и мощных процессоров анализируют картинку и дают команды сервоприводам со скоростью до 120 раз в секунду!
Во-вторых, за счёт сочетания электронного затвора и высокой скорости считывания такие камеры обеспечивают непрерывное отображение в видоискателе при серийной съёмке без затемнения (Blackout-free). С механическим же затвором картинка в видоискателе будет прерываться, из-за чего контроль за объектом съёмки ухудшается.
Топовая камера с электронным затвором, с частотой обновления видоискателя 120 или 240 Гц даёт отличный контроль объекта и при наличии у вас навыков и необходимой реакции позволяет отрабатывать перемещения самых стремительных животных, не теряя их из кадра.
Наконец, в-третьих, возможность вести высокоскоростную серийную съёмку от 20 кадров/сек в сочетании с бесконечным ресурсом электронного затвора позволяет использовать при съёмке ответственных моментов метод «промывки руды», когда из сотен и тысяч отснятых кадров выбираются всего несколько лучших, с идеальным сочетанием точности автофокуса, кадрирования и фазы движения животного.
О технологии съёмки
Я использую Sony A1 с объективом FE 200–600 мм f/5.6–6.3 G OSS, в камере установлены две карты памяти Sony CFexpress Type А 320GB, на каждую из которых помещается по 2760 кадров, таким образом, общая ёмкость составляет 5500 кадров. Этого более чем достаточно на один день даже при использовании серийной съёмки 20 кадров/сек.
Режим BIF сохранён у меня как кастомный режим С3. В двух остальных режимах (С1 — съёмка статики, С2 — для динамичных сцен кроме полёта) я использую режим приоритета диафрагмы, а выдержку контролирую путём установки Min Shutter Speed (1/1000, 1/2000, 1/4000 — у Sony шаг там возможен только в целый стоп).
Режим BIF сохранён у меня как кастомный режим С3. В двух остальных режимах (С1 — съёмка статики, С2 — для динамичных сцен кроме полёта) я использую режим приоритета диафрагмы, а выдержку контролирую путём установки Min Shutter Speed (1/1000, 1/2000, 1/4000 — у Sony шаг там возможен только в целый стоп).
Но в С3 установлен режим М, и в нём возможно менять значение выдержки по третям стопа (1/2500,1/3200, 1/4000 и т.п.), причём выдержка эта будет соблюдена принудительно даже в том случае, если экспозиция упрётся в лимит ISO (в моём случае ISO6400) и кадр окажется недосвечен. Как говорится, лучше шумный и резкий кадр, чем чистый и нерезкий. Второй случай хорошо иллюстрируется следующим примером.
Сидящего на ветке ополовника я снимал в режиме С2 с выдержкой 1/2000. После взлёта автофокус удержал птицу, но поскольку проводки не было (не успел среагировать), да ещё стабилизатор был включён, такой выдержки оказалось недостаточно, и птица получилась смазанной от движения. Даже если в режиме С2 установить ограничение выдержки на 1/4000, ничего бы не изменилось, т.к. лимит по ISO был достигнут на 1/2000. Используй я в этот момент режим С3 с принудительной выдержкой 1/4000 — ополовник получился бы более резким.
Сидящего на ветке ополовника я снимал в режиме С2 с выдержкой 1/2000. После взлёта автофокус удержал птицу, но поскольку проводки не было (не успел среагировать), да ещё стабилизатор был включён, такой выдержки оказалось недостаточно, и птица получилась смазанной от движения. Даже если в режиме С2 установить ограничение выдержки на 1/4000, ничего бы не изменилось, т.к. лимит по ISO был достигнут на 1/2000. Используй я в этот момент режим С3 с принудительной выдержкой 1/4000 — ополовник получился бы более резким.
Выдержка в режиме С3 по умолчанию стоит 1/3200, и при необходимости вращением заднего вертикального колеса я изменяю её в нужную сторону. При пролёте крупных птиц вдалеке выдержку можно удлинить до 1/1000 без особого ущерба для качества. При таких выдержках стабилизатор лучше уже включить в режиме панорамирования.
Также хочу обратить внимание на то, что я использую Back-button AF (BBAF), то есть активирую фокусировку нажатием кнопки AF-ON на задней панели камеры.
В этом случае кнопка спуска затвора лишь активирует экспозамер и запускает съёмку. Разнесение функций по двум разным кнопкам благоприятно сказывается на результате, поскольку, во-первых, страхует от непроизвольного спуска затвора в зимних условиях (перчатки, рукавицы), а во-вторых, позволяет более точно работать экспозамеру, ведь за время проводки объекта могут поменяться условия освещения, цвет фона и т.п. На приведённом ниже примере за полсекунды до этого огарь пролетал на светлом фоне и экспопараметры были другими.
Что дополнительно повысит шансы:
- используйте самые быстрые карты памяти, поддерживаемые вашей камерой;
- отдельный кастомный режим для BIF;
- попробуйте технику BBAF.
Надеюсь, что какие-то из приведённых здесь советов и размышлений пригодятся вам при съёмке или выборе камеры и хотя бы немного повысят вероятность получения желанного кадра. Ведь ради этих редких моментов удачи мы и идём в леса и поля с килограммами фототехники за спиной.
Андрей Никулин
Фотоохотник-любитель, натуралист. Снимает животных с 2009 года, любимый жанр — ходовая фотоохота в степи. Также увлекается макро и предметной съёмкой. Автор журнала Nature Photo Team.
Основной род деятельности — телекоммуникации.