Nature Photo Team

Съёмка птиц и других животных в полёте. Андрей Никулин

птицы и звери
Увлечение фотоохотой обычно начинается со съёмки животных в статике. Неподвижный объект даёт нам и нашей камере время для фокусировки, позволяет удачнее скомпоновать кадр и сделать несколько дублей — так повышается вероятность получения резкого снимка.

Со временем коллекция качественных кадров разрастается, однообразие поз и сценариев съёмки надоедает и фотоохотника начинает увлекать идея запечатлеть пластику, эмоции животного, передать на снимке процесс охоты, игры и т.п.

Один из самых технически сложных видов съёмки – съёмка в полете, для которой в англоязычной терминологии есть термин BIF (Birds in flight). Кроме птиц мы можем снимать и других летающих животных — насекомых или млекопитающих.

С чего начать?

Тренироваться лучше всего на обитателях водоёмов. Нам потребуются птицы среднего и крупного размера — чайки, цапли, утки. У них предсказуемая траектория передвижения, не очень быстрые взмахи крыльями, продолжительная фаза планирующего полёта.
Биотоп с водоёмом даёт хорошее разделение планов и упрощает задачу автофокусу. Даже на камеру с неторопливой, чисто контрастной системой фокусировки, такую как Panasonic S1, можно поснимать чаек в полёте. Правда, объективы лучше использовать родные, с поддержкой технологии DFD (Depth from Defocus), и не гнаться за большими фокусными расстояниями.
Пока забудем о режимах автодетекта животных, о Face/Eye AF и о трекинге объектов — это хорошо работает только на камерах более высокого класса, о которых речь пойдёт позже. Лишь самый примитивный режим фокусировки Multizone по центральному овалу (как вариант — среднего размера центральная рамка) сможет адекватно «отстреляться» по быстродвижущемуся объекту на камере без фазового автофокуса.
Между режимами AFS (Single) и AFC (Continuous) мы выберем именно AFC, что позволит камере осуществлять подстройку АФ непрерывно вплоть до полного нажатия кнопки спуска и подстраивать его даже в процессе серийной съёмки.

Затвор используем механический — только он годится для съёмки динамики на камере без Stacking Sensor, ибо электронный затвор на матрице с малой скоростью считывания и заметным эффектом Rolling Shutter даст искажение быстродвижущихся объектов: крылья окажутся неестественным образом изогнуты и размазаны.

На двух примерах ниже я использовал китовый объектив LUMIX S 24-105mm F4 Macro O.I.S., а также более дорогой LUMIX S PRO 70-200mm F2.8 O.I.S. Использовался одиночный (несерийный) режим съёмки, и выход годных был весьма высоким — порядка 80% резких кадров.
Озёрная чайка, Покровское-Стрешнево, май 2019 Panasonic S1, 105 мм, f4, 1/8000, ISO1600
Озёрная чайка, ГБС РАН, июнь 2020 Panasonic S1, 200 мм, f3.5, 1/3200, ISO640
На первом кадре выдержка кажется избыточно короткой, тогда я только начинал знакомиться с камерой и использовал её для пробы, а сейчас бы скорее поставил 1/3200 или 1/4000. Но! Кончики маховых перьев получились весьма резкими, чего трудно добиться даже на 1/4000. Света же вполне хватало — ISO1600 совсем немного для полнокадровой матрицы.
На втором фото выдержка 1/3200, а фаза полёта планирующая — возможно, хватило бы и 1/2000, но ISO всего 640, света много, так что лучше перестраховаться. С таким светосильным объективом как 70–200/2.8 можно было для гарантированной заморозки движения (если в этом ваша цель) использовать 1/4000–1/6400. Стабилизатор отключён в обоих случаях, это исключает оптические аберрации, да и не нужна никакая стабилизация на таких коротких выдержках.
Базовые настройки для BIF:
  • выдержка 1/3200. Для крупных неторопливых птиц можем удлинить до 1/2000, для мелких и скоростных — укорачиваем до 1/4000–1/6400;
  • стаб отключаем;
  • механический затвор для всех камер, кроме топов со Stacked Sensor (R3, Z8, Z9, A1) и с Global Shutter (A9-III).

Полезные приёмы и хитрости

Примерно половина успеха зависит от соблюдения двух условий: выгодной позиции для съёмки и предварительной фокусировки. Нет ничего важнее этого для получения удачных резких кадров BIF. Остановимся на данных моментах подробнее.
Идеальной позицией следует считать такую, когда солнце находится позади вас, птица летит на вас или перпендикулярным курсом, при этом ветер дует навстречу движению птицы. Поэтому вполне логично потратить время на предварительную разведку, поиск конкретной точки съёмки, выбрать нужное время дня, и потом уже снимать в своё удовольствие. При возможности желательно найти такое место, где в качестве фона будет выступать не небо или мельтешение близко расположенных кустов, а тёмный массив леса вдалеке, равномерно зелёный луг либо водная гладь с отражением растительности. Это даст красивый по цвету и при этом однородный, хорошо размытый фон даже в случае относительно больших диафрагменных чисел (f6.3 – f9) при фокусных расстояниях от 400 до 800 мм. Всегда выгодно находиться выше птицы.
Кряквы на взлёте, Покровское-Стрешнево, август 2023 Sony A1, 400 мм, f7.1, 1/3200, ISO1250
А что насчёт предварительной фокусировки? Любая, даже самая дорогая камера с самым лучшим и быстрым объективом, не гарантирует захвата объекта, если автофокус зацепился за дальний план или, наоборот, находится в ближней зоне.

И на лимитёр фокусировки надеяться не стоит (имеется в виду ползунок выбора зоны действия АФ на объективе, например, Full / 2m–10m / 10m–∞). Ведь никогда нельзя дать гарантию, что птица не пересечёт пограничную черту в 10 метров, и тогда безвозвратно потеряешь редкий кадр. А если переключить его в ближнюю зону для съёмки мелочи, то, скорее всего, забудешь в таком положении и опять же можно упустить что-то неожиданно появившееся вдалеке. Поэтому у меня лимитёр чаще всего стоит в положении Full.
Лимитёр фокусировки объектива Sony FE 200–600 мм f/5.6–6.3 G OSS
Итак, чтобы помочь автофокусу начать работать с выгодной для него позиции и быстро зацепиться за объект, нужно предварительно сфокусироваться на расстоянии, на котором вероятнее всего появится объект, и оставить АФ в таком положении перед съёмкой (для чего отключаем режим постоянной подстройки АФ в меню камеры). Чем точнее вы угадаете это расстояние, тем быстрее сработает автофокус.
Речная крачка с уклейкой, Крылатское, июль 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/2500, ISO1250
Часто птица появляется в поле зрения внезапно и непредсказуемо, поэтому, как находясь на точке съёмки, так и в процессе ходовой охоты полезно держать оборудование в состоянии немедленной готовности к съёмке динамики. Это подразумевает отключённый стабилизатор (либо включённый в режим панорамирования/erratic motion), а также соответствующие установки выдержки и серийной съёмки.

Именно так получилось у меня во время прогулки по берегу водоёма в Крылатском. С дерева, растущего на берегу, внезапно сорвался незамеченный ранее волчок и, описав широкую дугу над водой, скрылся в прибрежных зарослях метрах в 40 правее. Хорошо, что камера была в нужном режиме (отключённый стаб, выдержка 1/4000, серийная съёмка 20 кадров/сек). В течение той самой секунды была отснята серия в 19 кадров, из которых все оказались в фокусе.
Малая выпь (волчок), Крылатское, сентябрь 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/4000, ISO6400
Слагаемые успеха:
  • солнце сзади нас, встречный ветер для птицы;
  • тёмный равномерный фон вдали;
  • предварительная фокусировка на наиболее вероятном расстоянии.

Что ещё можно снять медленной камерой?

Не забываем про насекомых. Стремительных и непредсказуемых стрекоз, шершней и бабочек в полёте не снять медленной камерой, но вот зависающие насекомые, такие как пчёлы, шмели, бражники — отличная цель. В грубом приближении можно считать их статичными объектами и применять соответствующие настройки: режим AFS и фокусировку по центральной рамке небольшого размера.
Языкан обыкновенный, Кисловодск, сентябрь 2023 Panasonic S1, 105 мм, f2.8, 1/6400, ISO3200
В приведённом примере использовался объектив Sigma 105mm F2.8 DG DN Macro без поддержки DFD (поэтому привод фокусировки делает дополнительную итерацию), тем не менее задачу съёмки бражника удалось решить за счёт короткой выдержки и серийной съёмки 9 fps (с механическим затвором); серия была начата в тот момент, когда языкан ещё зависал неподвижно над цветком, собирая нектар.

Подобный зависающий полёт характерен и для некоторых хищников, таких как луни и пустельги. В следующем примере использовался медленный объектив Sigma 150-600mm F5-6.3 DG DN OS опять же без поддержки DFD и, тем не менее контрастный автофокус успел зафиксировать объект. Слишком короткая выдержка не понадобилась, хватило и 1/1600, это одиночный кадр без серийки.
Болотный лунь, Саратовская область, июль 2022 Panasonic S1, 600 мм, f7.1, 1/1600, ISO640
Если повторить приём съёмки бражника, то с этим объективом можно поймать и шустрого щегла, взлетающего с травы. Речь не идёт о том, что неторопливый автофокус связки Panasonic+Sigma без DFD сможет вести птицу как объект в AFC-режиме, но вот зацепиться за контрастное оперение по центральной зоне он успеет и в оптимальном для данного случая режиме AFS, даже если птица будет в движении.
Щегол, Битца, Лысая гора, июль 2022 Panasonic S1, 600 мм, f7.1, 1/4000, ISO2500

Технология Pre-Capture

Глядя на взлетающих насекомых и птиц, многие зададутся этим вопросом. Функция Pre-Capture появилась достаточно давно, например, в камерах Olympus она называется Pro Capture. По сути, это закольцованная непрерывная запись в буфер серийной съёмки на протяжении последней секунды, примерно как в видеорегистраторах, когда камера повторяет цикл записать-стереть-записать таким образом, что в буфере постоянно хранится запись последней секунды, предыдущие записи автоматически удаляются.
При активированной функции заполнение буфера начинается с полунажатия кнопки спуска затвора, при полном же нажатии этот непрерывно обновляемый «архив последней секунды» сбрасывается на карту памяти и мы получаем возможность поймать событие, совершившееся до нажатия кнопки спуска.
Выглядит заманчиво, однако есть одно но: работает данная функция только с электронным затвором, а значит, на камерах, не оснащённых Stacked Sensor или Global Shutter, при съёмке динамики мы получим уже упоминавшиеся ранее искажения быстродвижущихся предметов. Пока только три камеры с большой скоростью считывания оснащены данной функцией — Nikon Z9/Z8 (под названием Pre-Release Burst) и Sony A9-III (начало продаж — март 2024).

С механическим же затвором остаётся надеяться лишь на свою реакцию и способность прогнозировать поведение животного.
Синее коромысло (Aeshna cyanea), самец. Покровское-Стрешнево, август 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/4000, ISO6400

Преимущества топовых камер

Nikon Z8/Z9 оснащён Stacked сенсором разрешением 46 Мп и чисто электронным затвором со временем считывания (не путать с выдержкой) кадра 1/270 сек. Может вести серийную съёмку в RAW со скоростью 20 кадров/сек. Sony A1 имеет Stacked сенсор разрешением 50 Мп, время считывания 1/240 сек (по данным некоторых измерений — 1/260 сек). Серийная съёмка 20 кадров/сек в RAW и 30 кадров/сек в JPEG. Sony A9-III получила новейший сенсор с технологией Global Shutter (заявленное время считывания 0 мс), но с относительно невысоким разрешением 24 Мп, серийная съёмка возможна на рекордной скорости 120 кадров/сек в RAW.
Это высшая лига камер для съёмки динамики. Достаточно сказать, что только на А1 и Z9 пока удалось с достаточным качеством при использовании электронного затвора снять в полёте пулю, вылетающую из ствола винтовки (на выдержке 1/32000 сек). Стоят такие камеры немалых денег. Что же они дадут такого, чего нельзя получить на более простой технике?
Трекинг птицы по глазу, вид внешнего дисплея камеры Sony A1 в момент захвата
Во-первых, при съёмке BIF будет эффективно работать следящая автофокусировка по глазу животного. Не просто по крыльям, голове или корпусу птицы, а именно трекинг по глазу, на очень высокой скорости, даже на встречном курсе. Системы автофокусировки таких камер за счёт высокой скорости считывания с матрицы и мощных процессоров анализируют картинку и дают команды сервоприводам со скоростью до 120 раз в секунду!
Серебристая чайка с линём, Покровское-Стрешнево, август 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/3200, ISO1000
Во-вторых, за счёт сочетания электронного затвора и высокой скорости считывания такие камеры обеспечивают непрерывное отображение в видоискателе при серийной съёмке без затемнения (Blackout-free). С механическим же затвором картинка в видоискателе будет прерываться, из-за чего контроль за объектом съёмки ухудшается.

Топ с электронным затвором, с частотой обновления видоискателя 120 или 240 Гц даёт отличный контроль объекта и при наличии у вас навыков и необходимой реакции позволяет отрабатывать перемещения самых стремительных животных, не теряя их из кадра.
Сжатобрюх чёрный в момент размножения в полёте. Самец сверху. ГБС РАН, сентябрь 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/5000, ISO4000
Наконец, в-третьих, возможность вести высокоскоростную серийную съёмку от 20 кадров/сек в сочетании с бесконечным ресурсом электронного затвора позволяет использовать при съёмке ответственных моментов метод «промывки руды», когда из сотен и тысяч отснятых кадров выбираются всего несколько лучших, с идеальным сочетанием точности автофокуса, кадрирования и фазы движения животного.
Чёрный стриж захватывает насекомое в свой зоб. Строгино, июль 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/3200, ISO640

О технологии съёмки

Я использую Sony A1 с объективом FE 200–600 мм f/5.6–6.3 G OSS, в камере установлены две карты памяти Sony CFexpress Type А 320GB, на каждую из которых помещается по 2760 кадров, таким образом, общая ёмкость составляет 5500 кадров. Этого более чем достаточно на один день даже при использовании серийной съёмки 20 кадров/сек.
Режим BIF сохранён у меня как кастомный режим С3. В двух остальных режимах (С1 — съёмка статики, С2 — для динамичных сцен кроме полёта) я использую режим приоритета диафрагмы, а выдержку контролирую путём установки Min Shutter Speed (1/1000, 1/2000, 1/4000 — у Sony шаг там возможен только в целый стоп).
Но в С3 установлен режим М, и в нём возможно менять значение выдержки по третям стопа (1/2500,1/3200, 1/4000 и т.п.), причём выдержка эта будет соблюдена принудительно даже в том случае, если экспозиция упрётся в лимит ISO (в моём случае ISO6400) и кадр окажется недосвечен. Как говорится, лучше шумный и резкий кадр, чем чистый и нерезкий. Второй случай хорошо иллюстрируется следующим примером.
Сидящего на ветке ополовника я снимал в режиме С2 с выдержкой 1/2000. После взлёта автофокус удержал птицу, но поскольку проводки не было (не успел среагировать), да ещё стабилизатор был включён, такой выдержки оказалось недостаточно, и птица получилась смазанной от движения. Даже если в режиме С2 установить Min Shutter Speed на 1/4000, ничего бы не изменилось, т.к. лимит по ISO был достигнут на 1/2000. Используй я в этот момент режим С3 с принудительной выдержкой 1/4000 — ополовник получился бы более резким.
Длиннохвостая синица (ополовник), парк Дружбы, Речной Вокзал, ноябрь 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/2000, ISO6400
Выдержка в режиме С3 по умолчанию стоит 1/3200, и при необходимости вращением заднего вертикального колеса я изменяю её в нужную сторону. При пролёте крупных птиц вдалеке выдержку можно удлинить до 1/1000 без особого ущерба для качества. При таких выдержках стабилизатор лучше уже включить в режиме панорамирования.
Большие крохали, Коломенское, декабрь 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/1000, ISO1600
Также хочу обратить внимание на то, что я использую Back-button AF (BBAF), то есть активирую фокусировку нажатием кнопки AF-ON на задней панели камеры.
Кнопка AF-ON на задней панели камеры Sony A1
В этом случае кнопка спуска затвора лишь активирует экспозамер и запускает съёмку. Разнесение функций по двум разным кнопкам благоприятно сказывается на результате, поскольку, во-первых, страхует от непроизвольного спуска затвора в зимних условиях (перчатки, рукавицы), а во-вторых, позволяет более точно работать экспозамеру, ведь за время проводки объекта могут поменяться условия освещения, цвет фона и т.п. На приведённом ниже примере за полсекунды до этого огарь пролетал на светлом фоне и экспопараметры были другими.
Огарь, Большой Пресненский пруд, декабрь 2023 Sony A1, 600 мм, f7.1, 1/3200, ISO6400
Что дополнительно повысит шансы:
  • используйте самые быстрые карты памяти, поддерживаемые вашей камерой;
  • отдельный кастомный режим для BIF;
  • попробуйте технику BBAF.

И на солнце есть пятна

Хороши камеры топ-сегмента, но и у них есть недостатки. Nikon Z9 имеет квадратный форм-фактор со встроенной вертикальной рукояткой, а значит, многим не подойдёт из-за размеров и веса. Z8, который вроде бы поначалу позиционировался производителем как полный аналог Z9 в меньшем корпусе, получает искусственные ограничения, и не все функции ему добавляются прошивками, чтобы развести камеры по разным ценовым нишам. У обеих этих камер низкое по современным меркам разрешение электронного видоискателя (EVF) — всего 3.69 млн. точек, и бывают проблемы с определением птиц на светлом фоне и скачки АФ на птицах с длинными шеями.
Sony A1 при всей своей компактности раздражает меня неудобной эргономикой и меню, отсутствием функций AF-near shift и AF-far shift, к которым я так привык на Панасонике и которые позволяют легко выцепить птицу в любом кустарнике, подсказывая автофокусу, куда двигаться — в ближнюю зону или дальнюю. Нет даже кнопки Memory на объективе FE 200–600 мм f/5.6–6.3 G OSS чтобы быстро сфокусироваться на заранее заданное расстояние, а в режиме видеосъёмки не работает трекинг по глазам птиц. Кроме того, несмотря на шикарный EVF в 9.44 млн. точек, А1 снижает его разрешение до 5.76 млн точек в процессе автофокусировки и при установке режима 120 Гц, что не идёт на пользу качеству визирования.

Упомянутая Sony A9-III вроде бы всем хороша — волшебный Global Shutter, высочайшая скорость серийной съёмки 120 кадров/сек, видоискатель поправили, сделав честные 9.44 млн. точек при 120 Гц, улучшили эргономику, а также добавили Pre-Capture. Но не очень подходит для съёмок живой природы из-за невысокого разрешения 24 Мп и базового ISO в 250 единиц.
Также к группе лидеров примыкает Canon с моделями R3 и R5. Имея отличный следящий автофокус по глазам животных, не хуже, чем у Sony и Nikon, эти камеры, к сожалению, уступают по техническим характеристикам. R3 имеет Stacked сенсор разрешением 24 Мп со временем считывания 1/190 сек, а вот 45-мегапиксельный R5 оснащён обычным сенсором с большим временем считывания (около 1/60 сек) и для достижения бескомпромиссного качества придётся снимать животных в полёте с использованием механического затвора. А это, как говорилось ранее, и прерывание картинки в видоискателе, и ограниченный ресурс. Скорость серийной съёмки при этом составит только 12 кадров/сек. Зато видоискатели у этих камер хорошие — честные 5.76 млн. точек при 120 Гц.

Не расстраивайтесь, если топ-сегмент пока недоступен для вас. Уж если много чего в полёте можно снять даже на Panasonic с контрастным автофокусом (только в самых свежих моделях S5-II и G9-II был добавлен фазовый, но эти модели я не испытывал), то приличной зеркалкой это сделать ещё проще. Не говоря о хорошей беззеркалке типа того же упомянутого Canon R5, R7, или Sony A7R-5, A7-4.
Объективы же — это вообще тема для отдельного разговора, но у всех трёх ведущих производителей по-своему интересные линейки, для фотоохоты есть из чего выбирать.
Языкан обыкновенный, Байконур, август 2011 Panasonic GH2, ЭФР 600 мм, f5.6, 1/3200, ISO400
Курганник, Байконур, сентябрь 2011 Panasonic GH2, ЭФР 600 мм, f5.6, 1/3200, ISO400
Надеюсь, что какие-то из приведённых здесь советов и размышлений пригодятся вам при съёмке или выборе камеры и хотя бы немного повысят вероятность получения желанного кадра. Ведь ради этих редких моментов удачи мы и идём в леса и поля с килограммами фототехники за спиной.
Андрей Никулин
Фотоохотник-любитель, натуралист. Снимает животных с 2009 года, любимый жанр — ходовая фотоохота в степи. Также увлекается макро и предметной съёмкой.

Основной род деятельности — телекоммуникации.
Комментарии в Telegram