Владислав соколовский
Пейзаж на телевик
Новый взгляд на пространство. Простые правила по съёмке стильных пейзажей
Южная Моравия, фокусное расстояние 280 мм
Владислав соколовский

Пейзаж на телевик

Новый взгляд на пространство. Простые правила по съёмке стильных пейзажей
Владислав соколовский
Пейзаж на телевик
Новый взгляд на пространство. Простые правила по съёмке стильных пейзажей
У многих фотографов пейзажная съёмка ассоциируется с использованием широкоугольной оптики. Такие кадры отличает ярко выраженный передний план, присутствие в кадре неба. Одним словом — захват «всего и сразу». Телеобъектив позволяет совершенно по-новому взглянуть на пейзажную фотографию.
Южная Моравия, телеобъектив, фокусное расстояние 220 мм
При упоминании телеобъектива на ум приходит съёмка дикой природы (животных) и спортивных мероприятий. Многие ошибочно полагают, что основное предназначение длиннофокусной оптики — приближение отдалённых объектов. Но это не совсем так. В пейзажной съёмке телеобъектив также может быть очень востребован, а временами — просто незаменим.
фокусное расстояние 200 мм
Южная Моравия, фокусное расстояние 200 мм
Через видоискатель с использованием «длинной» оптики мы можем увидеть то, что изначально глазу не заметно. Если широкоугольная оптика захватывает в кадр много объектов и большую площадь, то с помощью телеобъектива можно четко выделить какой-то единственно важный объект. Сделать на нем акцент, не дать затеряться в кадре.
Южная Моравия, фокусное расстояние 460 мм
Вдобавок к этому, телеобъектив визуально «сжимает» перспективу (хотя на самом деле она остается неизменной), делает отдалённые объекты гораздо ближе, сильно меняя соотношения масштабов.
В статье использованы снимки с фокусным расстоянием от 145 до 600 мм
Впервые с телеобъективом я познакомился в далеком 2012 году, в Карпатах, красивейших горах. Побывав там в первый раз, я потерпел полнейшее фиаско с такими объективами, как 10-24 мм и 16-85 мм (а снимал я до этого только условно в «средней полосе»). Тогда я наглядно понял, что без длинных фокусных на таких просторах не обойтись. Но в тот момент это касалось лишь общих планов, куда нельзя было дотянуться «шириком». Про то, как телевик может визуально менять местность, я тогда даже и не задумывался. Вернувшись в эти места позже, через 7 лет — использовал его уже осознанно.
Карпаты, фокусное расстояние 310 мм
В статье достаточно много южноморавских кадров (Южная Моравия — один из сельских регионов в Чехии). Это наглядный пример того, как может выглядеть самая обыкновенная пересеченная местность с низинами и возвышенностями. Тут нет запредельных высот и перепадов по 50 метров. Всё почти как у нас. Таких мест достаточно в разных регионах. Единственное, что может отличать южноморавские поля от полей Липецкой области — разветвленная сеть асфальтированных дорог.
фокусное расстояние 220 мм
Маравия, фокусное расстояние 220 мм
Когда я в первый раз увидел у других авторов снимки из этих мест — появилось желание посмотреть на это вживую. Но никто из знакомых, бывавших в Чехии, никогда не видел подобных рельефов. В поисках этих мест я зарегистрировался на нескольких чешских форумах, но и там никто мне не смог подсказать, где найти эти места.
Разглядеть сказочные пейзажи мне помог именно телеобъектив
Глазами мы видим одно, но телеоптика может раскрыть это место совершенно иначе. Только телеобъектив может дать такое визуальное сжатие и передачу перспективы (пространства, расстояния).
Южная Моравия, фокусное расстояние 320 мм
Чем больше фокусное расстояние — тем более заметным становится сжатие пространства в кадре. Но только лишь визуально, на самом деле перспектива остается неизменной.
Перспектива — это функция расстояния от камеры до объекта съёмки
— Ансель Адамс, всемирно-известный пейзажный фотограф
Следующий кадр, как мне кажется, наглядно демонстрирует это визуальное сжатие расстояния. До мельницы — «всего лишь» 6-6,5 км по линии прямой видимости. А до первой зеленой «складки» в нижней части кадра — метров 800. Мне кажется, что этот кадр как нельзя лучше иллюстрирует словосочетание «визуальное сжатие пространства».
Бесплатно:
Вступи в сообщество Nature Photo Team чтобы получить безлимитный доступ ко всем статьям.
Войдите, если у вас уже есть аккаунт на сайте Nature Photo Team
Южная Моравия, фокусное расстояние 360 мм
Можно воспользоваться данным эффектом снимая многоплановые сюжеты в холмистой местности. А если в воздухе присутствует легкая дымка или туман (подчёркивающие тональную/воздушную перспективы) — это только пойдет на пользу.
Словения, фокусное расстояние 150 мм
Посмотрев первые снимки, некоторые из вас, кто не был в Чехии, но видел Карпаты, Грузию, Алтай и многое другое, могут сейчас сказать: «Ну да, это же горы! Там такие масштабы!». Но смею вас разочаровать, применение телеобъективу с фокусными свыше 200 мм можно найти практически в любом месте. Даже в средней полосе с самым обычным рельефом.
Южная Моравия, фокусное расстояние 145 мм
фокусное расстояние 200 мм
На этих фотографиях — различные места Псковской области: Печерский и Пушкиногорский районы. Никаких гор и существенных возвышенностей. Но и тут для телеобъектива можно найти свои сюжеты.
Псковская область, фокусное расстояние 380 мм
У телеобъективов есть две особенности: «точечные», временами очень лаконичные сюжеты и характерная, своеобразная передача местности. Через некоторое время, с опытом, телеобъективом можно добиться весьма интересных снимков.
Псковская область, фокусное расстояние 600 мм
В данном случае, именно телеобъектив помог выделить главную деталь в кадре, изолировал её от остальных элементов, подчеркнул очень интересный ландшафт и масштаб местности.
Южная Моравия, фокусное расстояние 260 мм
Согласитесь, если бы не автомобиль — сложно было бы это понять. Эта небольшая деталь в корне меняет, казалось бы, самый простой сюжет, и кадр приобретает некую своеобразную «изюминку». В кадр «уложилось» примерно 6 км видимости по прямой.
Отстранившись от восприятия местности в целом, телеобъективом можно снимать некоторые абстрактные сюжеты. Невооруженным глазом они, казалось бы, не видны. Но совершенно иначе воспринимаются через видоискатель камеры.
Южная Моравия, фокусное расстояние 350 мм
Отстранившись от восприятия местности в целом, телеобъективом можно снимать некоторые абстрактные сюжеты. Невооруженным глазом они, казалось бы, не видны. Но совершенно иначе воспринимаются через видоискатель камеры.
Это могут быть линии полей, пятна различной формы и цвета, образованные цветущими травами, и другие различные сюжеты, заставляющие включить абстрактное мышление у зрителя. На кадрах ниже — самое обычное вспаханное поле и плантации виноградников.
Южная Моравия, фокусное расстояние 145 мм
Особенности съёмки на телеобъектив
К съёмке пейзажа на большом фокусном нужно «привыкнуть». Во-первых — это поиск сюжета. На начальном этапе будет достаточно сложно выделить необходимые объекты для съёмки из общего плана. Как я уже писал выше — не всё будет видно невооруженным глазом. Первоначально сюжет придется в прямом смысле искать с помощью камеры.
Южная Моравия, фокусное расстояние 145 мм
Во-вторых, несколько сложнее будет соблюдать одно из правил классической пейзажной фотографии — разделение на планы. Впрочем, зачастую это правило можно вполне осознанно нарушать.
фокусное расстояние 280 мм
Третьей проблемой станет относительно небольшая глубина резкости. Мы не можем снимать на открытой, но и чрезмерно «зажимать» диафрагму тоже не стоит из-за дифракции.
Южная Моравия, фокусное расстояние 280 мм
Глубина резкости при съёмке на телевик требует особого внимания
Я снимаю на значениях f/8 - f/11, которые дают оптимальный баланс глубины резкости. Тщательно выбирайте точку фокусировки. Промах фокуса при съёмке на телевик более заметен, чем при съёмке на широкоугольный объектив. Я использую лишь центральную точку фокусировки и, в силу большого расстояния до объекта, могу потом перекадрировать сюжет с фиксацией фокуса.
При съёмке на телеобъектив совершенно не обязательно включать в кадр небо. А многим, кто начинает снимать на большие фокусные — это непривычно.
Дагестан, фокусное расстояние 280 мм
Помимо каких-то лаконичных сюжетов на телеобъектив можно замечательно снимать и панорамы: уровень геометрических искажений крайне низок и сшиваются они замечательно.
Горный Алтай, фокусное расстояние 150 мм
Выбор телеобъектива
При выборе объектива я руководствуюсь двумя основными параметрами — фокусным расстоянием и ценой. Высокая светосила, при съёмке подобных сюжетов, как правило, не важна, ведь подразумевается съёмка со штатива. А вот в выборе между объективом с переменным или фиксированным фокусным расстоянием, я однозначно предпочту иметь возможность изменять фокусное расстояние. Это очень помогает при кадрировании. Кроме того, такой объектив зачастую дешевле, да и выбор этих объективов на рынке существенно больше.
Для своей работы я выбираю зум-объективы
Для большинства случаев будет достаточно 300-400 мм на «длинном конце», хотя в некоторые моменты может потребоваться большее фокусное. Из минусов можно перечислить более низкую светосилу и чуть более плохой рисунок.

На данный момент мой основной объектив для съёмки природы — Tamron SP 150-600/5-6.3 (G2). Бытует мнение, что оптика сторонних производителей недостаточно хороша, но меня этот объектив устраивает полностью.

При выборе телеобъектива, обратите внимание, чтобы в комплекте была штативная лапка или возможность купить её отдельно. Без неё снимать крайне неудобно. Она хорошо распределяет вес камеры и вес объектива при креплении на штатив.
Штативная лапка может быть встроенной или съёмной
Дополнительные рекомендации
Первое, что вам необходимо при съёмке с телеобъективом — это штатив. Желательно — хороший, добротный, жесткий. В некоторых условиях, конечно, можно получить удачный кадр и без него. Но все равно, штатив — это основное, что вам понадобится для съёмок на телеобъектив.

Если позволяет бюджет — покупать лучше карбоновый. Он лучше гасит колебания и легче. В природной фотографии часто нужно много ходить пешком. Подбирать штатив рекомендую с большим запасом веса по нагрузке на него и на штативную голову.

Если у вас в пользовании имеется объектив без кольца со штативной лапкой (есть модели, в которых она не предусмотрена конструктивно), и вы вынуждены крепить штативную площадку к основанию камеры — ситуацию в какой-то мере может исправить так называемая L-плата. Она как-бы «обхватывает» камеру с двух сторон и более жестко фиксирует её на штативной голове.
L платы выпускаются специально под различные модели камер
При использовании штатива я рекомендую пользоваться режимом съёмки с предварительным подъёмом зеркала, или хотя бы съёмкой с задержкой спуска или пультом дистанционного управления. Это поможет избежать смаза (шевеленки) при съёмке. На большом фокусном расстоянии малейшая вибрация камеры/объектива весьма критична.
Режим преподъёма зеркала поможет избежать нерезких кадров при съёмке со штатива
Это правило особенно актуально, когда съёмка осуществляется в условиях недостаточного освещения. На относительно длинных выдержках (1/10 — 1/60 с), даже слабый хлопок зеркалом может привести к смазу кадра из-за вибрации.

При съёмке со штатива необходимо отключать режим стабилизации изображения в камере. В некоторых условиях, включённый стабилизатор на штативе может привести к снижению резкости снимка. В современных камерах есть режим распознавания установки на штатив, при котором стабилизатор можно не отключать — камера сделает все сама.

В этой части также же хочу оговориться, что я не рекомендую использования экстендеров на «зумах», особенно, если экстендеры ранних версий или объективы довольно старых годов выпуска. Качество изображения сильно пострадает.
Телеконвертер устанавливается между объективом и камерой
Я не пользуюсь светофильтрами. Даже защитным. Но, никогда не забываю накручивать бленду, чтобы как-то защитить переднюю линзу.

Зачастую при съёмке на телеобъектив у меня нет значительных перепадов по яркости в кадре. Нейтрально-серый градиентный фильтр у меня практически не востребован. Но, в зависимости от сюжета, вполне возможно, что он кому-то пригодится. А в некоторых сюжетах может пригодится поляризационный фильтр.

Подбор фильтра — дело опять сугубо индивидуальное. Многое будет зависеть от места и специфики съёмки, сюжетов.
Южная Моравия, фокусное расстояние 250 мм
Пейзажных сюжетов, которые можно снять телеобъективом, на самом деле достаточно много. Все зависит от видения автора. Несмотря на вес объектива, достаточно большие габариты, некоторые сложности с переноской и перевозкой, я в любом случае посоветовал бы иметь телеобъектив в своем арсенале тем, кто занимается пейзажной фотографией. Может случиться так, что он пригодится даже в самом обычном месте.

И хотя в статье изначально разговор идет про съёмку пейзажей — фокусные в 300-600 мм помимо пейзажей и дикой природы мне пригодились для съёмки людей.

Всем удачных кадров!
Монголия, фокусное расстояние 550 мм
  • Владислав Соколовский

    Профессиональный пейзажный и travel-фотограф

    Победитель и финалист международных фотоконкурсов: Olympus Global Open Photo Contest, HIPA, Russian Photo, GEO, International PhotoAwards СНГ 2017, Epson «Моя лучшая фотография». Организатор совместных фотопутешествий по России, Европе и Азии.

    Сайт автора

Смотрите также
    NPT РЕКОМЕНДУЕТ