Nature Photo Team

Синее Чёрное море. Дмитрий Питенин

пейзаж история одного кадра
На обложке статьи один из знаковых моих снимков, после которого я начал больше искать подобные минималистичные сюжеты и образы, интересоваться ими и снимать в этом стиле. Точка невозврата. Расскажу о процессе поиска сюжета, технических и творческих решениях.

В одной из зимних поездок на море, в моё любимое межсезонье, утром я решил съездить на заброшенный пирс. Утро было пасмурное, на небе было равномерное «молоко», я прогуливался по пустынному берегу в некоторой меланхолии — неспешно, слушая птичий гомон, о чём-то размышляя. Сквозь ватную тишину и шуршания гальки изредка просачивался крик чаек…
Я люблю такое состояние, несмотря на некоторую рассеянность, оно располагает к поиску и творческим экспериментам. Этот сюжет сразу привлёк моё внимание ещё затемно, я снял несколько кадров с огнями «ихтиозавров на рейде», и я вернулся к нему, когда начало светлеть.
Меня заинтересовала вода необычного оттенка, ржавые остовы пирса, окружающая пустота. Пустота обнимала влажной рукой, а тягучий и плотный бриз нашёптывал монотонный знакомый мотив.
Для начала я выбрал фокусное расстояние, чтобы получить нужный баланс и соотношение в кадре — размер самого объекта съёмки и окружения, «негативного пространства». Идеальное соотношение дало фокусное расстояние 24 мм. Также определил высоту штатива, чтобы объект съёмки располагался «внутри» водной части.
Диафрагма определённо нужна закрытая, чтобы всё уместить в глубину резкости. Для этой камеры и объектива оптимальной была f/11.

Я хотел сгладить волнение на море, чтобы рябь не отвлекала от вертикальных остовов, а подчёркивала их. По характеру волнения я определил, что для достижения этой цели мне нужна выдержка не менее минуты, а по окружающему освещению подобрал плотность ND фильтра, 1000 крат (10 стопов).

На длинных выдержках обычно использую минимальную чувствительность, чтобы меньше был шум от матрицы, — поставил значение ISO 100 единиц.

Посмотрев на баланс яркости воды и неба, я решил выровнять его и поставил градиентный фильтр на 3 стопа — небо стало темнее, и в целом сюжет стал сбалансирован.
Если мне нравится сюжет, я никогда не останавливаюсь на одном кадре, а изучаю и снимаю его с разных сторон, меняю ракурсы и выдержку — на месте анализирую результат и пробую изменять и корректировать параметры, когда это требуется.

После этого, уже в спокойной обстановке выбираю лучший. Да, с таким подходом за одну съёмку я снимаю меньше разных сюжетов, но то, что получаю — они наиболее выверены.
Дмитрий Питенин
Пейзажный и арт-фотограф, сооснователь и руководитель Nature Photo Team, независимый куратор и организатор выставок, автор статей по пейзажной фотографии.

Сайт автора Telegram
Комментарии в Telegram