Nature Photo Team

Подводная съёмка в Чёрной Воде (Black Water). Денис Тимченко

подводная фотография
Чёрная Вода (Black Water), как вид подводной фотосъёмки появился совсем недавно, около пяти лет назад… Ранее мне не встречалось такое понятие. Я довольствовался ночными погружениями. В большинстве случаев они проходили на небольшой глубине у дна и были насыщены морской живностью. Чего ещё желать большего? Однако, Чёрная Вода открыла для меня совершенно другой, фантастический мир, полный невиданных ранее морских обитателей.
Моё знакомство с Чёрной Водой произошло на фестивале Scubashooters в Janao Bay (Анилао, Филиппины) в 2019 году, где собралось порядка двадцати подводных макрофотографов из разных стран: Италии, Германии, Турции, Сингапура, Японии, Австралии, Филиппин и России. Фотографы приехали поделиться опытом подводной макросъёмки, пообщаться в непринуждённой обстановке и совершить совместные погружения. Это были не обычные ночные дайвы, а погружения в Чёрную Воду, для которых требуется совсем другое техническое оснащение и место погружения.
Мои ощущения от увиденного трудно было описать словами, адреналин бил через край. Потом, уже в одной из социальных сетей, я нашёл группу Black Water, основателем которой был Майк Бартик (Mikе Bartiсk), который первый ввёл этот термин в 2018 году.
Многие подводные фотографы по ошибке называют свои фотографии, где есть чёрный фон, сделанными в Чёрной Воде. Это неверно. Для Чёрной Воды должны быть выполнены определённые условия.
  • Погружения совершают в тёмное время суток, обычно после 19-00.
  • Как правило, место съёмки выбирают, где до дна более 200 метров.
  • Съёмка происходит в верхних слоях воды от 1 до 25 метра вблизи «люстры» (специальной верёвки, вдоль которой размещаются фонари большой мощности).
Схематичное изображение «люстры»
Немного пояснений по поводу используемого инвентаря. Так называемая «люстра» состоит из маркерного буя со встроенным маячком, к которому привязан канат с отвесом длиной 20-30 метров. К канату через каждые пять метров прикреплены мощные фонари, время работы которых превышает в разы время запланированного погружения. Так называемая «люстра» служит ориентиром дайверам, и свет её фонарей привлекает морских обитателей, включая биолюминесцентные организмы.
Лодка выдвигается на запланированную локацию. Буй с включённой «люстрой» опускается в воду и начинает движение по течению (есть вариант, когда «люстра» крепится просто к лодке). Погружение начинается через 10-15 минут после включения «люстры». За это время живые организмы начинают движение на свет, привлекаемые светом фонарей.
Каждый дайвер-фотограф имеет в наличии как минимум два фонаря: фокусировочный и поисковый (как правило, все берут гораздо больше). После команды к погружению дайверы располагаются вблизи каната под водой и с помощью мощных поисковых фонарей с узкими лучами света отслеживают в тёмной воде отражения морских обитателей. В большинстве случаев поиском занимаются гиды. Они находят объекты подводной фотосъёмки, которые включают в себя множество беспозвоночных, в том числе медуз, сифонофор, гребневиков, а также личиночных форм рыб, крабов, лобстеров, голожаберных и других моллюсков, осьминогов и кальмаров.
При съёмке в Чёрной Воде есть возможность сфотографировать неизвестных науке или малоизученных существ. Многие из них живут в полной темноте на большой глубине и совершают длительные вертикальные перемещения к поверхности, богатой кислородом и питательными веществами.
Подобные погружения являются сложными и требуют хороших навыков плавучести и владения комплектом фотооборудования. Подводный фотограф должен постоянно контролировать свою глубину и своё местоположение относительно лодки или «люстры» (маркерных фонарей).
Вариантов проведения фотосъёмки несколько: можно дрейфовать с фонарями или висеть в толще, держась за трос, прикреплённый к лодке. Из-за сложности съёмки рекомендуется использовать объективы с небольшим фокусным расстоянием: 30, 50, 60 мм. Мокрые макролинзы (монтируются с внешней стороны корпуса бокса — на порте, и их можно добавлять/ удалять по мере необходимости непосредственно в воде) и длиннофокусные объективы неудобны для быстродвижущихся объектов. Но всё в ваших руках — почему бы и не попробовать.
Сфотографировать полупрозрачные объекты в условиях низкой освещённости будет возможно только при наличии хорошего фокусировочного света. Стандартное расположение вспышек на 8-00 и 4-00 часов на расстоянии приблизительно 50 см от ручек бокса камеры. Вспышки не должны выступать за передний порт, чтобы избежать засветки в кадре. А также рекомендуется развернуть их во внешнюю сторону, сократив тем самым попадание взвеси в кадр. Ретрактор, соединяющий камеру со снаряжением, не позволит потерять её. А плавучие армы обеспечат вашей камере нейтральную плавучесть, и руки не будут уставать.
Денис Тимченко

Подводный фотограф, автор журнала Nature Photo Team, постоянный участник фестиваля подводной фотографии «Дикий подводный мир». Участник и лауреат различных конкурсов и чемпионатов по подводной фотографии: Кубок Нептуна, Реки, Моря и Озера России, Ocean Art Underwater Photo Competition, Чемпионата Калининградской области по подводной фотографии. Победитель регионального этапа Всероссийского медиаконкурса «Водные сокровища России-2019». Участник фестиваля Первозданная Россия.

Scubashooters
Комментарии в Telegram