Nature Photo Team

Макрообъектив для пейзажного фотографа. Алексей Харитонов

макро

Но если есть в кармане макрообъектив,

значит, всё не так уж плохо даже в пасмурный день

Свой путь фотографа я начал со съёмки пейзажей (и кое-чего достиг на этом пути). Чтобы хорошо снять пейзаж, «рассказать историю» о месте, в котором оказался, нужно немало — конечно же, сам пейзаж, правильный, не очень жёсткий свет, ещё хорошо бы туман, чтобы усилить перспективу и разделить планы и объекты.
Андромеда. Sony 70-400/4-5.6 G SSM
Но что делать, если всё небо закрыто серой беспросветной хмарью, или моросит нескончаемый нудный дождик? Или если нет возможности выбраться из города куда-нибудь подальше? Тогда стоит обратить внимание на другие жанры фотографии, например, макро, даже если вы пробуете в первый раз. Макро — это не только кропотливый фокус-стекинг, перевёрнутые линзы, кольцевые вспышки и прочие технические чудеса.

Макро — это другой взгляд, другая точка отсчёта, другая эстетика

В макрофотографии одно из основных выразительных средств — использование малой глубины резкости для выделения основных сюжетных элементов на мягком размытом фоне, работа с боке, с расфокусированным фоном, цветовыми пятнами и бликами на нём. Для пейзажиста, у которого «глубина резкости от края до края» уже на уровне рефлекса, всё это поначалу становится сплошным когнитивным диссонансом.
Ветреница дубравная. Tamron 28-75/2.8
Встаёт технический вопрос — нужен ведь специальный макрообъектив, который позволяет снимать крупным планом, а что делать, если его нет? Как вариант — можно задействовать телеобъектив.
«Чую весну!» Tamron 28-75/2.8
В использовании телевика есть и минусы — довольно громоздко, снимать с рук — физически тяжело и можно только при ярком свете. Снимать получается только с достаточно большого расстояния, если что-то заслоняет объект — надо это «что-то убирать», «подкопаться снизу» к маленькому объекту невозможно, и другие ограничения.
Пушица. Tamron 28-75/2.8
Можно попробовать и обычный «средний калибр», штатный «пейзажный» 24–70/2.8 или, ещё лучше, 28–75/2.8 (чем больше фокусное расстояние, тем лучше), лишь бы МДФ (минимальная дистанция фокусировки) была не очень большой.
Если у объектива достаточно глубокая бленда, по краям можно напихать травку или тонкие веточки, которые могут дать очень интересное размытие и эффекты.
Болотный багульник. Tamron 28-75/2.8
Конечно, можно пробовать снимать совсем маленькие объекты вблизи какой-нибудь мыльницей с режимом макро.
Атака на миксомицеты. Olympus Tough TG-5
Но удобнее использовать настоящий макрообъектив.
Поверхностное натяжение. Tamron 90/2.8 Macro
Я использую древний железно-стеклянный Minolta 100/2.8 ранних выпусков, работы старых японских мастеров, за очень небольшие деньги. У него байонет Minolta A, на Sony A7 с байонетом E он ставится через переходник, фокусировка только ручная.
Росянка и её тени. Minolta 100/2.8 Macro
Эта Minolta не отличается бритвенной остротой резкости, от попадания прямого солнечного света в объектив получаются яркие блики (так называемые «зайцы») и сильные хроматические аберрации (искажения цвета, при котором по краям объектов на фотографии создаётся контур нежелательного цвета). Но что-то такое сказочное старые японские мастера в него вложили, удовольствие я начал получать почти сразу. И чем дальше, тем больше. Хоть в ясный день с голым небом и жёстким светом, хоть в глухо-пасмурную серость, хоть в дождь. Он сам вытаскивает цвета, состояние, настроение. Буквально из ничего! А что он делает с боке, бликами и тенями на них — просто удивительно!
Сон-трава. Minolta 100/2.8 Macro
Хороший макрообъектив почти не меняет пропорции кадра при изменении фокусировки, поэтому иногда получается снимать фокус-стекинг с рук.
Строчок. Minolta 100/2.8 Macro. Фокус-стекинг с рук
Наличие макрообъектива в фоторюкзаке не мешает пейзажной съёмке, а даёт новые возможности и может неплохо её дополнить. И позволит привезти отличные кадры, даже если погода и окружающая действительность совсем не «пейзажная».
Кукушкин лен после дождя. Minolta 100/2.8 Macro
Алексей Харитонов
Фотографией, как и многие, увлекался с детства, после долгого перерыва снова взял камеру в руки уже в 2000-х. Последние годы Алексей сконцентрировался на фотоисследовании нашей страны, стараясь передать в фотографиях как первозданную красоту труднодоступных уголков Сибири и Дальнего Востока, так и очарование, казалось бы, всем знакомых мест.

Участник многочисленных фотовыставок в России и за рубежом, включая крупнейший в России фестиваль природной фотографии «Первозданная Россия». Провёл шесть персональных выставок. Неоднократный призёр и финалист крупнейших фотоконкурсов: Wildlife Photographer of the Year, GDT European Wildlife Photographer of the Year, Travel Photographer of the Year, National Geographic «Дикая природа России», «Золотая Черепаха» и многих других. Член Союза фотографов дикой природы. Автор сообщества любителей природной фотографии Nature Photo Team.

Telegram
Комментарии в Telegram