Nature Photo Team

Вспышки и свет для макро. Евгения Севрюкова

техника макро обучение
Природная макросъёмка (насекомые, растения, грибы) часто проходит в условиях пониженной освещённости, например, под тёмным пологом леса, и при малом расстоянии до объекта съёмки. Поэтому бывает необходимо использовать дополнительное освещение для получения качественных кадров. В этой статье я расскажу о различных источниках искусственного света, применяемого в макрофотографии, и дополнительных аксессуарах, используемых для его модификации.

Вспышки

Встроенная накамерная вспышка

Самая обычная маленькая вспышка, размещённая в «тушке» камеры. Для макросъёмки она неприменима без дополнительных аксессуаров. Из-за слишком малого расстояния от передней линзы объектива до снимаемого объекта, и из-за того, что положение встроенной накамерной вспышки всегда фиксировано, при её срабатывании тень от объектива может падать на объект съёмки.
Но если вы делаете первые шаги в макрофотографии и не хотите пока тратиться на серьёзное световое оборудование, то вы можете использовать недорогой простой по конструкции рассеиватель или даже сделать его самостоятельно. О возможных конструкциях и применении рассеивателей я расскажу чуть ниже в этой статье.

Портативная вспышка с синхронизатором

Выносная вспышка с синхронизатором устанавливается в необходимом месте, создавая необходимую световую схему. Отдельно установленная вспышка помогает получить интересный художественный свет, поскольку вы абсолютно не ограничены в месте её расположения. Такую вспышку можно использовать как источник контрового света или заднего бокового.
Внешняя вспышка, управляемая посредством беспроводного радиосинхронизатора, сохраняет все преимущества в работе — управление экспозицией E-TTL, объединение нескольких вспышек в общую систему, использование различных режимов работы, таких как стробоскопический или мультивспышка.
Если вы используете высокоскоростную вспышку, убедитесь, что радиосинхронизатор поддерживает такие же короткие импульсы, как и вспышка, иначе работа всей системы будет ограничена.

Сложность при работе с внешней вспышкой — необходимость закреплять её на штативе, стойке или устойчивой плоской поверхности. Альтернатива — держать вспышку, вручную направляя её световой поток.
Внешнюю вспышку можно использовать, подсоединив через «горячий башмак» к камере, тогда вам не понадобится радиосинхронизатор, но останутся проблемы, характерные для встроенной накамерной вспышки.

Кольцевая вспышка

Кольцевая вспышка — один из самых популярных вариантов освещения в макросъёмке. Блок управления вспышкой крепится в «горячий башмак», позволяя настраивать все параметры.
С помощью переходников разного диаметра кольцевая вспышка крепится к передней линзе любого объектива. Благодаря такому расположению, на снимаемый объект не падает тень от объектива камеры. Освещение кольцевой вспышки равномерно по всем направлениям. Но это же ставят ей в недостаток. Равномерное освещение по всему кадру делает снимок плоским, лишает светотеневого рисунка. Зато с помощью кольцевой вспышки можно получить очень качественные изображения с хорошей детализацией и глубиной резкости. Благодаря этому, кольцевые вспышки прочно заняли своё место в стоматологической фотографии, где важна не художественность, а качество изображения.

Макровспышка с несколькими источниками

Широко используемый вариант — кольцевая вспышка с несколькими источниками освещения, свободно перемещающимися по всей окружности. Сохраняя в себе удобство кольцевой вспышки, она добавляет большие возможности для создания художественного света.
Такие вспышки относятся к разряду профессиональных, и их стоимость может быть очень высока. Но и результат будет впечатляющим — гибкость управления источниками света даёт огромный спектр возможностей.

Однако не стоит забывать, что все источники света такой вспышки расположены примерно в плоскости передней линзы объектива, что лишает вас возможности воплощения определённых творческих задумок (например, получить контровой свет при помощи такой вспышки невозможно).
При определённой доле инженерных навыков можно самостоятельно собрать системы освещения макросцен с несколькими источниками света, сконструированные под ваши задачи. В сети есть специализированные форумы для макрофотографов (в русскоязычном сегменте самым полезным и обширным является macroclub.org), где можно изучить самодельные осветительные системы, получить советы по конструкции и сборке.

Рассеиватели

При использовании встроенных или крепящихся в «горячий башмак» вспышек, свет на объекте получается слишком жёстким. Блики становятся «выбитыми», то есть превращаются в белые пятна, цвет и текстуру которых невозможно восстановить даже в фоторедакторе. Тени же проваливаются в чёрное, и переходы между светами и тенями оказываются слишком резкими.
Жёсткий свет получается из-за относительно небольшого (точечного) источника. Мягкий (рассеянный) свет исходит от источника с большой поверхностью рассеивания. Главным образом важны именно относительные размеры источника света. Чем крупнее источник относительно снимаемого объекта, тем мягче свет. Даже небольшой источник, установленный близко к объекту, даст более мягкий свет, чем тот же источник, но отодвинутый на некоторое расстояние.

Чтобы получить мягкий свет на снимке, особенно со вспышкой, необходимо увеличить относительную площадь светящегося элемента. Решить эту проблему помогают рассеиватели.
Рассеиватель — это полупрозрачное препятствие между источником света и снимаемым объектом, кратно большее по площади, чем исходный источник света. Обычно рассеиватели изготавливаются из белых полупрозрачных материалов — ткани, тонкого вспененного полиэтилена, пластика и т.д. Импульс вспышки освещает рассеиватель, и тот сам становится источником света, только намного большим по площади.

Дополнительный плюс рассеивателей в том, что их можно устанавливать ближе к передней линзе и избегать теней, падающих от объектива на объект съёмки. Рассмотрим схему с рассеивателем и без.
Из схемы видно, почему накамерная вспышка без модификаторов не подходит для съёмки с близкого расстояния. В первом случае световой поток от встроенной вспышки срезается верхней частью объектива — тень от объектива падает на цветок.

Во втором случае свет от накамерной вспышки попадает на рассеиватель, установленный на переднем краю объектива, и уже сам рассеиватель становится осветительным элементом, равномерно освещая объект съёмки мягким светом.

Покупные рассеиватели

В продаже не так много рассеивателей для макрофотографии. На рисунке ниже показан достаточно удобный складной вариант. Минус такого рассеивателя — фиксированный размер отверстия для объектива. В зависимости от вашей техники он может или не налезть на объектив или, наоборот, сидеть слишком свободно. В таком случае его придётся придерживать рукой, что сильно снизит удобство использования. Однако он дешёвый и практически не занимает места в фотосумке.

Самостоятельное изготовление рассеивателя

Вы можете самостоятельно изготовить рассеиватель исходя из габаритов вашей техники. Один из самых простых вариантов — рассеиватель из вспененного полиэтилена или полипропилена — утеплительного материала, который можно найти в любом строительном магазине.

Для изготовления рассеивателя стоит выбирать материал, толщиной не более 5 мм, в противном случае он будет слишком сильно снижать световой поток. Размеры рассеивателя выбираются так, чтобы по высоте он с запасом перекрывал и вспышку, и нижний край объектива. По ширине он должен быть достаточным для создания необходимой рассеивающей поверхности. В нижней части вырезаем отверстие по диаметру вашего объектива или чуть меньше, чтобы он плотно сидел. По периметру конструкцию можно укрепить проволокой.
Когда вы начнёте снимать с рассеивателем, возможно, вы захотите модифицировать его форму или прозрачность. Здесь открывается безграничный потенциал для изобретений. Но не забывайте, что при использовании рассеивателей большой площади (от 40 см и более) мощность вспышки может существенно снижаться.

Подсветка постоянным светом

Более простой вариант, чем использование импульсного света (вспышек), — подсветка постоянным светом. Главное достоинство постоянного света заключается в том, что вы сразу видите сцену освещённой так, как это будет отражено на снимке. Вы можете внести коррективы в освещение, просто оценив картину на глаз, — для этого не обязательно делать снимок, как в случае использования вспышки.
Однако у постоянного света есть и недостатки — малая мощность источника света. Если вы снимаете в тёмном лесу, то такой подсветки вам, возможно, будет недостаточно. Если же источник постоянного света имеет регулировку яркости, и её можно поднять до сопоставимых с мощностью вспышки значений, то источник будет сильно греться и очень быстро тратить ресурс батарейки, и ёмкости аккумулятора может не хватить на длительную съёмку. У импульсного света (вспышек) такой проблемы нет.
Самый простой и распространённый источник постоянного света — обычный диодный фонарик. Не стоит выбирать светодиоды тёплых или холодных оттенков. Лучше использовать фонарик нейтрального, дневного света (~ 4000–5500 К). С таким светом не будет конфликта цветовых температур, что упростит постобработку. А при необходимости весь кадр можно тонировать в редакторе уже после съёмки.

При выборе фонарика обратите внимание на индекс цветопередачи (CRI — colour rendering index). Индекс цветопередачи отвечает за способность источника света правильно отображать цвета освещаемых объектов. CRI может иметь значение от 1 до 100, где 1 — худшая цветопередача, а 100 — лучшая. Значения коэффициента цветопередачи больше 90 характеризуются как очень хорошие. Для съёмки рекомендуется выбирать диодные фонари с CRI > 90.
Иногда для подсветки микрообъектов, особенно неподвижных, удобно использовать гибкие диодные усики. Они представляют собой небольшие лампочки (обычно 2 или 3) на концах гибких стоек, которые можно изгибать в любых направлениях, формируя необходимый световой рисунок. Это автономный свет, работающий на батарейках. Недостаток такого типа освещения — его крайне низкая мощность.
Ещё один интересный вариант, созданный по аналогии с профессиональным студийным постоянным светом и имеющий огромный набор световых модификаторов, — автономный световой кубик. Это очень компактный LED-фонарик в форме куба с креплением для штатива, так что вы можете удобно и регулируемо установить его без привязки к камере или источнику питания.
В комплект могут входить цветные гелевые фильтры, шторки, тубус и соты для регулировки светового потока и цвета, а также силиконовый рассеиватель. Заряжается такой кубик от USB, и полного заряда хватает на 2 часа автономной работы. Цветовая температура диода — 5500 К, что соответствует дневному свету.
В последнее время широкое распространение получили накамерные LED панели постоянного света, так называемый видеосвет, которым часто пользуются блогеры. Это LED панели относительно большой площади с качественными диодами, дающими ровный яркий свет с отличной цветопередачей и возможностью регулировки мощности и цветовой температуры источника.
В комплекте с такими панелями часто можно приобрести различные модификаторы светового потока, такие как шторки и цветные фильтры, а также крепежи и мини-штативы. Некоторые модели, например, у компании Nitecore сочетают в себе LED панель и PowerBank. Такие панели довольно долго работают на собственном аккумуляторе и могут быть установлены как на отдельный штатив, так и в «горячий башмак» камеры.
Современный макрофотограф имеет огромное количество возможностей выбора световой техники для съёмки, отвечающего его задачам, а также бесчисленное множество дополнительных аксессуаров и модификаторов, позволяющих проводить тонкую настройку светового рисунка кадра.

Никогда не бойтесь экспериментировать и пробовать что-то новое! Удачных всем кадров!
Евгения Севрюкова

Природный и тревел-фотограф, занимается фотографией более 10 лет. Её погружение в мир фотографии началось с наблюдения за насекомыми и освоения технически сложного жанра макро. И по сей день её любимые съёмочные жанры — макро и анималистика. Заядлая путешественница, посетила более 35 стран и многие регионы России. Финалист и лауреат российских и международных конкурсов и выставок, имеет публикации в книгах и периодических изданиях. Работы Евгении были представлены в Государственном Историческом музее, Московском государственном университете, Дарвиновском музее, Новой Третьяковской галерее. Организатор Nature Photo Team, член Союза фотографов дикой природы, член Macroclub.

Дзен VK Telegram