Nature Photo Team

Анализ конкурса Montphoto 2023. Алексей Королёв

обучение конкурсы
Стартовал приём работ на крупный международный конкурс природной фотографии — Montphoto. В нём участвуют лучшие фотографы со всего мира. На наших Кэмпах мы часто говорим, как важна насмотренность для развития видения и понимания фотографии. Сегодня мы проанализируем результаты прошлого года и разберём, как рождаются шедевры.

По своей специфике Montphoto похож на культовый GDT. Здесь тоже ценятся эстетика и красота формы. А биология, сюжет и история не играют решающей роли. Общее впечатление от конкурса можно описать так: простота, разнообразие и отличный обучающий материал.
Автор: Qiang Zhang
В 2023 году на конкурсе не так много работ, над которыми приходится «ломать голову», и не так много уникальных кадров, для создания которых фотограф приложил сверхчеловеческие усилия. Зато много простых решений, доступных каждому. Любой из нас может снять цветок или птичку на размытом фоне, найти листья крапивы в красиво лежащих травинках, сфотографировать момент из жизни жучков или, прогуливаясь по пляжу, снять ракушку на камне с интересной текстурой… Это всё примеры лауреатов Montphoto. Главное — разглядеть «изюминку». Не дорогая фототехника решает и не поездка в Антарктиду, а осознанность и внимательность.

Шедеврам всё равно, на что и где их снимают

Также стоит отметить разнообразие. В этом году жюри выбрало максимально разные фотографии в каждой номинации: по цветам, по объектам, техникам съемки, по ракурсам и композиции.
Автор: Andy Parkinson
Например, номинация «Животные». Семь кадров-победителей. И все они разные. Тут и кинематографичный портрет манула. Тяжелым взглядом сурового охотника он смотрит глаза в глаза на фоне мистической луны. И красивая по цветам и фактурам фотография антилопы-орикса. Маленькие жирафы, вписанные в полоску волшебного закатного света. Эмоциональный момент: мама-обезьяна, заботливо оберегающая сон своего малыша. История про выживание песца в суровом климате. Графичный, «карандашный» заяц. Наконец, драматичный «кровавый» момент из жизни африканской саванны. И такое разнообразие не только в данной номинации, но и в других. Есть что подсмотреть, есть чему поучиться и чем вдохновиться. На этом конкурсе можно увидеть множество сюжетов, технических приемов, ракурсов… Изучайте, запоминайте, создавайте «базу фотоданных» в своей голове и пробуйте сами.

Анализ кадров-победителей

Пройдемся по всем номинациям. Но не будем анализировать каждую фотографию, иначе вместо статьи получится книга. Остановимся только на первых местах.
Автор: Xingchao Zhu
В номинации «Животные» победил снимок манула. Зимой на монгольском плато пища манула относительно скудна. Иногда они охотятся на мелких птиц. Кот выследил и убил в темноте ночи жаворонка каландру. Будто кадр из фильма. Монгольские горы. Взгляд глаза в глаза. В когтях добыча. Предрассветные сумерки. На фоне холодная луна…
760px
Автор: Jonathan Lhoir
В номинации «Птицы» первое место у необычного портрета фламинго. Те, кто был на Кэмпах, наверняка помнят технику «семи элементов» Жени Тимашёва. Он говорил, что в классной фотографии всегда есть какой-то интересный элемент, а если элементов несколько, то это делает фотографию еще сильнее, ярче. Так вот, на этом снимке элементов много. Линии, формы, отражение, высокий ключ, голова в тине, нестандартный цветовой контраст (розовый и черный!) и, конечно, капельки.
760px
Автор: Norbert Kaszás
В номинации «Другие животные» победу присудили снимку паучков на растении. Графичность, силуэтность и композиция в данном случае не оставили жюри равнодушными. Как, впрочем, и на многих других конкурсах, где эта фотография уже успела «засветиться».
Автор: Christian Ziegler
В номинации «Растения» первое место у фотографии «Неземная сцена». Огромное поле желтых насекомоядных растений. И правда, сцена как будто с другой планеты: растения необычной формы, их много, есть классный ритм, а синий цвет неба приятно контрастирует с зеленым цветом растений и придает кадру мистичности.
Автор: Mauro Tronto
В номинации «Пейзаж» победила фотография «целующихся» айсбергов из Исландии. Даже объекты неживой природы способны проявлять чувства друг к другу. А пастельная цветовая гамма подчеркивает нежность момента. Это тот самый «интимный пейзаж», про который я так люблю говорить. И здесь он интимный не только в переносном смысле, но еще и в самом прямом смысле слова.
Автор: Franco Banfi
В номинации «Подводная съемка» победило фото медузы подо льдом. Эту фотографию я бы назвал «И под водой тоже есть солнце». Медуза – как яркое и теплое солнце с расходящимися от него лучами в суровом холодном мире.
Автор: Alvaro Herrero Lopez
В номинации «Экологические проблемы» первое место у фотографии горбатого кита, к хвосту которого привязана оборвавшаяся леска. Тяжело смотреть на такие сцены, показывающие, что мы делаем не только с нашими океанами, но и с нашей планетой, с самими собой.
Автор: Norbert Kaszás
Наконец, в номинации «Арт» победил «бестселлер» многих конкурсов — фотография «Игра в прятки». Вверху травинки, а внизу мотылек, точнее его часть. Здесь красиво рифмуются линии травинок и линии мотылька, а еще и коричневый цвет. По исполнению кадр не такой уж сложный, но вот увидеть это именно в таком сочетании, когда находишься на природе и тебя окружает множество разных объектов, не так-то просто.

Я попросил нескольких экспертов из Nature Photo Team рассмотреть отдельные категории конкурса.

Владимир Медведев

Номинации «Животные», «Птицы»
В первую очередь кадр привлекает внимание ярким графичным и ритмичным рисунком потрескавшейся соли на переднем плане, который занимает большую часть кадра. Этот рисунок удалось подчеркнуть за счёт использования широкоугольного объектива.
Автор: Thomas Vijayan
Вторым компонентом успеха стала цветовая гамма — прожилки между солью, барханы на заднем плане и окрас животного сочетаются очень гармонично. Получается пёстрый, нарядный, праздничный рисунок из белых и жёлтых пятен.

До сих пор существует стереотип, что профессиональные фотографы снимают животных на супертелеобъективы. Но по факту уже лет 20 на конкурсах очень часто побеждают кадры с животными, снятыми именно на широкоугольный объектив. Такие кадры до сих пор выделяются на фоне гигантского количества снимков, снятых на телевик, а также позволяют показать животное в их естественной среде обитания.
Автор: Andrés Miguel Domínguez Romero
Зимородков снимать довольно просто. Эти маленькие птички любят садиться на удобные для съёмки присады. Поэтому, чтобы выйти в финал международного конкурса — надо сделать что-то действительно экстраординарное.

Этот снимок мне запомнился сразу, как только я его увидел. Автор сделал его после сильного осеннего ливня. Высохшая трава, листья и ветки пропитались влагой и стали выглядеть подобно холсту, залитому свежей краской. Я много раз замечал, что самые насыщенные и глубокие цвета можно снять в пасмурную погоду после сильных дождей.
Отдельно поражает контраст между птицей и задним планом. На зимородке прорисовано каждое перышко, и в то же время бокэ слилось в совершенно неразличимую кашу, с отдельными вертикальными мазками. Вообще, обычно мне не нравится такой рисунок у объектива (излишне расплывчатый, ватный), но в данном случае это пошло на пользу.

Вообще, про этот кадр можно бесконечно писать, но я остановлюсь на жёлтых листьях, которые невероятно удачно дополняют кадр. Они не только очень удачно вписываются чисто по цветам и композиции, но и показывают масштаб фотографии — то, насколько зимородок маленький в сравнении с огромным листом под ним.
Автор: Philippe Drauge
Очень нравится этот кадр. Мы представляем, как большой веретенник пролетает низко над полем из цветов, выискивая что-то между растений. Красивые цвета, безупречная работа автофокуса в сложных условиях, очень удачная фаза полёта. Необходимо обладать отменной реакцией и очень уверенными навыками фотографа, чтобы чисто технически суметь поймать такой потрясающий кадр.
Автор: Benoit Henrion
Я сам очень люблю снимать после заката, в синий час. И тут для автора сошлись все звёзды. Мягкий свет, красивые огоньки вдали и прекрасная модель на переднем плане. Очень красивый и атмосферный кадр.

Юлия Втюрина

Номинации «Другие животные», «Растения»
Другие животные — не могу сказать, что в этом году это моя любимая номинация. Да, каждый снимок интересен, отличается от остальных. Но общее впечатление — я уже где-то видела что-то подобное. Но это, конечно, субъективное мнение. Хотя любимчик у меня есть.
Автор: Łukasz Gwiździel
Торжество округлых форм! Пузыри воздуха идеально сочетаются с очертаниями тел головастиков и даже их открытых ртов. Центральная композиция, да и тут не может быть другой. Интересный момент. Вот мне не везёт: либо только головастики, либо пузыри.
Номинация «Растения» порадовала разноплановостью снимков финалистов. Хотя это характерно для данного конкурса. Из года в год во всех номинациях мы можем наслаждаться отличной подборкой фотографий, каждая из которых обладает своей изюминкой.

Не буду говорить обо всех финальных снимках, а только о тех, которые произвели на меня особое впечатление.
Автор: Ian Wade
Всё просто: цветная подсветка, но как восхитительно сочетаются этот оттенок синего на листьях и оранжевое ночное небо. Творческий подход, эксперимент, и — как результат — великолепная, креативная фотография.
Автор: Алексей Королёв
Я сама большой любитель подобных сюжетов, поэтому не понаслышке знаю, как сложно их найти. Нужны определенные погодные условия, время суток. А потом долгий поиск среди хаоса трав, листьев и кустарников. Может повезти, и ты сделаешь буквально пару шагов от дома. А может, это прогулка на много километров. И вот глаз замечает созданный природой шедевр. Она, мастерица, уже сплела травы и соткала кружево листьев. Но нужно уметь это увидеть, сфотографировать так, чтобы не разрушить хрупкую бисерную вышивку инея, и показать зрителю. Автору это превосходно удалось.

Номинация «Пейзаж»
разбор от Дмитрия Питенина
На мой взгляд, пейзажная номинация — не самая сильная сторона конкурса в этом году. Довольно ровные видовые пейзажи и сдержанные формы арт- и абстрактной фотографии.
Поделюсь впечатлениями о первых трех местах:
Автор: Mauro Tronto
Фотография-победитель. Некий эротизм форм в духе Эдварда Уэстона. Мне больше нравится воспринимать его как абстракцию, но для этого приходится делать усилие, так как узнаваемые детали отвлекают и не дают отказаться от реальных вещей — закатное небо, шероховатость льда. Слабый контраст смотрится приятно, но пастельные цвета не полностью гармоничны (мне особенно не нравится грязно-желтый оттенок).
Автор: Francisco Negroni
Не самый частый момент — извержение вулкана, и шапка лентикулярного облака. В сумерках получились довольно приятные цвета, присутствует эффект свечения. Форма отраженного света взаимодействует с формой горы. Вполне законченный вид в лаконичном формате.
Автор: Yang Shu
Классический видовой снимок. Осколки льда сразу привлекают внимание, хочется рассматривать и изучать детали. Горная гряда воспринимается как продолжение зубцов льда. Облако композиционно не мешает восприятию, но без него мне сюжет воспринимается свободнее. Оно довольно интересное по форме и излишне оттягивает внимание на себя. Мягкий закатно-сумеречный свет создаёт приятные цвета и атмосферу.
ссылка
Лучшие природные фотоконкурсы 2024
Календарь: 16 конкурсов природной фотографии в России и в мире, в которых стоит принять участие

Номинация «Подводная фотография»
разбор от Евгении Кирпиченковой
В целом, подборка подводных фотографий этого конкурса мне нравится. Подлёдная съёмка в Гренландии, пресноводное макро Мексики и много китов. Китов в красивой чистой воде.

Здесь нет кадров, которые бы вызывали вау-эффект или желание разобраться с техникой съёмки, повторить и обсудить с друзьями-подводниками. Но общая выборка смотрится очень целостно и как-то по-простому (в хорошем смысле этого слова) красиво.

Среди остальных я бы выделила два кадра:
Автор: Franco Banfi
В отличие от кадра-победителя этого же автора, этот кадр для меня интереснее: во-первых, не так часто встречающаяся в конкурсах пресная вода; во-вторых — сюжет/ история. Рыбки, очевидно, куда-то собрались всей толпой, и их косые взгляды на тебя (как на смотрящего) создают ощущение некоего интерактива.
760px
Автор: Merche Llobera
Мне кажется, девиз всей подборки конкурса — это история про лаконичность и простоту. Этот кадр — идеальный пример такого подхода: очень лёгкий, чистый, в нём нет ничего лишнего + конечно, интересные линии, которые создают эффект объёмного пространства и не отпускают взгляд.

Не только участвуйте в конкурсах, но и смотрите результаты

В заключение совет: думайте, почему те или иные кадры победили, запоминайте понравившиеся сюжеты и приёмы. Даже можете попробовать что-то повторить. Природа всё равно настолько разнообразна и динамична, что скопировать один в один не получится. Да и на определённом этапе развития — это хороший элемент обучения. Вы пробуете повторить, но даже неожиданно для себя переосмысляете, привносите что-то личное… И ваша фотография от этого становится только лучше, интереснее, красивее, разнообразнее.
Алексей Королёв
Снимает в основном недалеко от дома. Любимые жанры и направления съёмки: интимный пейзаж, съёмка растений в дикой природе, макросъёмка, природные абстракции, детали, текстуры. Лауреат крупнейших международных фотоконкурсов: GDT European Wildlife Photographer of The Year (Германия), Nature Photographer of The Year (Голландия), Montphoto (Испания), Золотая Черепаха (Россия), Glanzlichter (Германия), Magical Nature (Словения), BigPicture Natural World (США) и др. Имеет публикации в различных журналах, посвященных природной фотографии: The Elements Magazine, Outdoor Photography Magazine, Asferico Magazine, Roots и др.

VK
Комментарии в Telegram