Nature Photo Team

Штатив для съёмки пейзажа. Дмитрий Питенин

пейзаж техника
Если вы снимаете пейзаж, то штатив вам рано или поздно обязательно понадобится. Часто ли вы будете им пользоваться, или только изредка — в любом случае без него не обойтись.

Штатив позволяет повысить техническое качество снимков, использовать разрешающие возможности камеры и объектива, более спокойно выстроить сюжет, создать точную композицию. Вы можете поставить более подходящие параметры — не нужно поднимать ISO или открывать диафрагму для более короткой выдержки. После подъёма в горы вы можете не ждать, пока выровняется дыхание, а сразу поставить камеру на штатив и снимать. Со штативом снизится количество снимков, и, скорее всего, повысится их уровень — для неинтересных сюжетов вам будет лень его доставать. А вот в некоторых сюжетах вам не обойтись без него — съёмка на длинной выдержке, в сумерках и ночью, рассветов и закатов, съёмка панорам и различных видов стекинга (метод совмещения нескольких кадров для получения четких фото с высокой глубиной резкости и\или расширения динамического диапазона).

Штатив даёт стабильность, возможность зафиксировать камеру в нужном положении и максимально жёстко её держать, не позволяя смещаться. Казалось бы, простая задача — зафиксировать камеру в одной точке, но по факту этому противостоит множество факторов! Я бы условно разделил на два типа воздействия: системные — особенности работы фотооборудования и внешние — воздействие окружающей среды на съемочный процесс.

Негативные факторы и как с ними бороться

Системные факторы

Например, это колебания, вызванные нажатием на кнопку спуска (используйте задержку спуска или дистанционный пульт), в зеркальных камерах — это хлопок зеркала (используйте предварительный подъём зеркала), работа затвора (влияние небольшое, но может сказаться).

А ещё это различные люфты и недостаточная жёсткость системы — тонкие ноги штатива, выдвинутая центральная колонна.

Это не говорит о том, что использовать тонкий штатив и центральную колонну нельзя! Многие путешествующие фотографы предпочитают именно такие модели из-за их веса и компактности. Только при выборе штатива нужно обращать внимание на качество исполнения, жесткость фиксации труб ног и центральной колонны.

Что удивительно, даже крепление штативной площадки к камере может шататься и давать негативное влияние. Может болтаться выдвинутый хобот зум-объектива. Так же сильно влияет фокусное расстояние, на которое вы снимаете — чем длиннее, тем более мощный штатив желателен для стабилизации.

Внешнее воздействие

Использование прочного и устойчивого штатива позволяет сопротивляться внешним факторам, но полностью исключить их невозможно.

Вот несколько примеров внешнего воздействия: порывы ветра (чем больше парусность камеры, тем заметнее влияние), установка ног на зыбкой поверхности (болотистая земля, песок — особенно большая проблема на море в зоне прибоя), снег, влияние потока воды (в ручье или в зоне прибоя). Даже если вы ходите по земле рядом со штативом — такая вибрация может передаваться на камеру.

Практически всегда тут выигрышным будет использование мощного устойчивого штатива, который быстро гасит вибрации или вообще не даёт им дойти до камеры.
Дополнительное использование специальных шипов и нагрузочного стремени (ниже об этом подробнее) сделают любой штатив чуточку устойчивее.

Когда я снимал этот кадр на длинной выдержке (а он снимается с моста, по которому активно ходят люди), то я ощущал вибрацию и ногами, и рукой на ножке штатива. Но, когда я рассматривал результат, то был сильно удивлён, что вибрации не дошли до камеры и отсутствуют даже следы микросмаза.
В целом, советы борьбы тут простые — искать устойчивую поверхность (более жёсткий грунт, массивные камешки в прибое), укрывать собой от порывов ветра, не использовать колонну и не выдвигать колена штатива полностью (достаточно не до конца выдвинуть на 10%, и жёсткость возрастёт). И не топать рядом, конечно.

Какие бывают штативы?

Важные параметры штатива — это амплитуда и скорость затухания колебаний. Амплитуда колебаний — это величина отклонений камеры от её первоначального положения. Чем меньше амплитуда, тем меньше камера смещается при использовании штатива, что способствует более чётким снимкам.

Скорость затухания колебаний — это время, за которое колебания камеры прекращаются после воздействия. Чем выше скорость затухания, тем быстрее штатив гасит любые движения или вибрации. Если у штатива низкая амплитуда и высокая скорость затухания, это означает, что он сам по себе является жесткой и устойчивой конструкцией. Такой штатив лучше справляется с внешними факторами, такими как ветер или незначительные толчки, и обеспечивает более стабильную платформу для съёмки.
Если подходить глобально, без учёта особенностей технологий (про них будет ниже), то я бы выделил три типа — лёгкий, универсальный, мощный. У каждого есть свои преимущества и недостатки, как обычно, процесс выбора — это компромиссы и поиск решения именно ваших задач.

Лёгкий штатив

Обычно это версия штатива для путешественников, у которых фотосъёмка бывает не в приоритете, а как дополнение к путешествию. У этих штативов главная особенность, что они лёгкие и компактные в сложенном виде. Вес часто около 1,4 килограмма, длина в сложенном состоянии около 45 сантиметров. Небольшой диаметр ног (толщина трубок), выдвижная центральная колонна.
Но его преимущества как раз являются его и недостатками — тонкие ноги (менее 20 мм) довольно плохо сопротивляются вибрациям, без выдвижения центральной колонны высота будет совсем небольшая.

Универсальный штатив

Универсальный штатив — то, что нужно большинству фотографов. Хорошо держит камеру, может выручить и в тяжёлых условиях съёмки. Весят они около 1.8 кг, в сложенном состоянии примерно от 45 до 55 см. Трубки ног уже неплохого диаметра (нижние — от 18,4 мм). Высотой от 175 см — модели с центральной колонной – она прибавляет высоту, но отбирает устойчивость, из-за этого при необходимости для большей жесткости снимают, убрав ее. Есть модели высотой 155 см без центральной колонны (её можно приобрести отдельно).
Если вы готовы пойти на небольшой компромисс с размером и весом — разумный выбор для большинства фотографов природы.

Мощный штатив

Если вы понимаете, что снимаете в трудных погодных условиях (например, любите снимать в ветреных регионах, в шторм на побережье, в непогоду в горах), или используете длиннофокусные объективы более 300мм), то оптимальным выбором будет мощный штатив. И ещё — чаще всего это самые высокие штативы, этот параметр очень важен для многих сюжетов.

Тут вес будет уже более 2 кг, может даже доходить до 3 кг, длина в сложенном виде будет около 60-70 см.

Какие основные особенности и технологии нужно знать при выборе?

Нагрузка

Начну с этого параметра, его практически всегда используют на первом месте. Называют и безопасной нагрузкой, и удерживаемым весом… И это абсолютно бесполезный параметр. Все эти 8,16, 32 и более килограмм в указанных характеристиках совершенно ни о чём не говорят. Любой, самый слабый штатив, удержит вашу камеру. Более того, он даже удержит вес среднего человека! Но, — как он удержит камеру? Стабильно или будет дрожать и гнуться? Важнее — как он отреагирует на порывы ветра или морской прибой.

Просто используйте данный параметр как ориентир, а ниже расскажу, как самостоятельно проверить нагрузку.

Материал

В основном используется два вариант — алюминий или карбон. Алюминий — тяжелее, но дешевле.

Заслуживающие доверия производители используются специальные сплавы авиационного алюминия, а также сплавы алюминия и магния. Это позволило уменьшить вес и увеличить прочность штативов из алюминия.

Карбоновый материал. Помимо меньшего веса, карбон намного быстрее гасит вибрации и стабилизирует изображение. Чем толще трубка и её стенки – тем лучше. На морозе он не настолько холодный, это приятное дополнение. В целом, у карбона много нюансов — количество слоёв (лучше смотреть от 8 слоев), плетение волокон (лучше разного направления для эффективного распределения нагрузки). Иногда для удешевления добавляют стекловолокно (тогда видны белые точки на срезе трубки), как итог – хрупкий и непрочный штатив.

Рекомендую, без сомнения, выбирать карбоновый материал, вам будет легче и удобнее. Стоит отдавать преимущество известным брендам (не экономят на материале, слоях и качестве плетения).

Высота штатива

Какая же высота нужна? Она однозначно влияет и на вес, и на размер, и на устойчивость, и ещё много на какие параметры штатива.

Высоту для комфортной съёмки можно посчитать (если экран камеры не поворотный или используется видоискатель) — это ваш рост минус примерно 10 сантиметров. А к высоте штатива прибавьте 5 см на высоту штативной головы и 10 см на высоту камеры.

РОСТ - 10 см - 5 см - 10 см = ВЫСОТА ШТАТИВА
Но тут есть несколько моментов, почему я рекомендую брать штатив, максимально высокий для вас, с запасом.

  • Съёмка на склоне холма — одну из ног по склону нужно будет выдвигать сильнее, чем другие. Если нет запаса, то потеряете сантиметров 30 от высоты.
  • Часто указывается максимальная высота при полностью выдвинутой центральной колонне. Заметная потеря жёсткости.
  • Запас по высоте позволяет разложить колена не полностью и увеличить жёсткость.
  • Вы можете не использовать самые нижние колена (они самые тонкие) и увеличить жёсткость.
  • При необходимости вы можете разложить его полностью и снять с более высокой точки. Бывает нужно для интересного ракурса или обхода какой-либо преграды в кадре.

Центральная колонна

Есть несколько вариантов. Самый хороший для устойчивости — отсутствие центральной колонны. Штативная голова сразу крепится к «хабу». Без колонны удобно снимать с низкой точки, она не мешает полностью опустить камеру вниз, просто разложив ноги штатива.
Следующий вариант — выдвижная колонна, довольно частое решение. Даже само её наличие снижает жёсткость, а чем длиннее выдвинута — тем сильнее. С нижней точки снять не так просто (колонна не позволяет). Для этого часто применяют решение, что колонна вынимается и переворачивается, и камера используется «вверх ногами» — насколько это удобно, можно представить.
Наклонная колонна. Она может выдвигаться не только вверх, но и в сторону. Своеобразный вариант, но может быть незаменим для ваших задач, когда нужно вынести камеру в сторону.

Я использую штатив без центральной колонны, так как снимаю с длиннофокусной оптикой и в непростых условиях. Отмечу, что у многих моделей штативов без центральной колонны, при желании можно установить (приобрести отдельно) и обычную колонну, и наклонную, и другие аксессуары.

Тип фиксации ног

Существуют зажимы клипсами (защёлки) и цангами (крутилки, эксцентрики).
760px
Клипсы — на первый взгляд кажутся проще и удобнее, но у них есть свои недостатки. Зимой могут недостаточно жёстко зажимать или обломиться на морозе, практически неремонтопригодны в полевых условиях, при передвижении за всё цепляются.
Цанговый зажим. В отличие от клипс, он более прост и надёжен. В современных штативах полная фиксация происходит за четверть оборота (а не как многим кажется, что надо долго раскручивать и закручивать), намного более оперативные при сборке и разборке штатива. Ломаться практически нечему — только пластиковые втулки внутри, которые легко ремонтируются при наличии скотча. Намного проще в обслуживании — если нужно почистить штатив (бывает необходимо после песка или солёной воды). Гладкие, ни за что не цепляются.

Я рекомендую цанговый зажим, по-моему, у него неоспоримое преимущество по всем параметрам, надо только немного привыкнуть.

Толщина и диаметр трубок

Толщина однозначно сказывается позитивно на общей жёсткости системы. И диаметр — чем больше, тем лучше сопротивление вибрации. Обязательно обращайте внимание на диаметр самых нижних колен — они будут одним слабым местом вашего штатива.

Да, это опять компромисс, который вы должны сбалансировать. Чем тоньше ноги — тем более лёгкий штатив, более компактный. Опять в ущерб жёсткости.

Колена

В основном используется 3–5 колен у штатива. Чем больше колен, тем ниже жёсткость и больше вес (при прочих равных), но взамен штатив более компактный или может раскладываться на большую высоту.

Я за вариант с наименьшим количеством колен, но выбирать стоит, исходя из ваших потребностей, в основном — насколько важна компактность. И важнее ли она устойчивости.
760px

Оконечники

Бывают съёмные или литые резиновые. Однозначно нижние оконечники должны быть съёмные, на резьбе. Это нужно для установки шипов, которые для фотографа природы практически всегда будут лучше, чем резиновые оконечники. Несъёмные — редкость, но встречаются, обращайте внимание при выборе. Кстати, многие бренды сразу комплектуют штатив шипами и другими насадками.

Голова

Типов голов огромное количество! И для архитектурной съёмки, и для фотоохоты, и для макросъёмки. А ещё есть панорамные, гибридные, флюидные, редукторные, кто-то снимает вообще без использования головы с выравнивающей площадкой (leveling base)!
Совершенно не значит, что их нельзя применять для съёмки пейзажа — можно, и ещё как, если понимаешь особенности, и они нужны при личном подходе к съёмке.

Но чаще всего использует два более универсальных типа — шаровые головы и ЗD головы.
3D голова для каждого направления имеет свою отдельную регулировку (обычно, с рукояткой) — наклон вперёд и назад, поворот, наклон вбок. В целом, это позволяет довольно точно позиционировать положение камеры и выстроить кадр, но есть несколько «но». Эта голова довольно громоздкая и тяжёлая, настройка занимает продолжительное время.
760px
Шаровая голова довольно компактная и хороша для оперативной съёмки — достаточно ослабить один винт, и можно перемещать камеру в любом направлении. Обычно ещё в дополнение идёт винт преднатяга, который регулирует, насколько ослабляется зажим шара, чтобы камера не «клевала» при ослаблении зажима. Чем больше диаметр шара, тем плавнее движение и проще выставлять положение, особенно для телеобъективов.

Оптимальный диаметр шара — 32–54 мм.
Также часто в шаровой голове есть верхний и нижний ротатор, — регулировки, которые позволяют снимать однорядные панорамы.

Рекомендую выбирать шаровую голову с челюстями для зажима камеры стандарта Arca Swiss, это наиболее универсальный вариант, к которому потом легко подобрать площадку или дополнительные аксессуары.

Штативная площадка

Должна быть однозначно съёмная (если она не съёмная — перед вами ОЧЕНЬ плохой штатив, вероятно, и очень дешёвый).

Обычно к голове часто идёт площадка в комплекте, можно использовать её. Желательно выбирать площадку без какой-либо прокладки, типа резины или пробки. Такие прокладки не дают получить жёсткую фиксацию камеры. Если они есть – стоит убрать.
Если вы снимаете вертикальные кадры, то очень удобна в использовании специальная L-плата, желательно не универсальная, а сделанная под модель камеры.

Как сделать любой штатив лучше?

Для стабилизации штатива и камеры есть полезные мелочи, которые любой штатив сделают более жёстким и стабильным. Это шипы и стремя.
760px
Стремя — это лёгкое устройство, позволяющее нагружать штатив практически всем своим весом.

Стянутый стременем штатив заметно более собран и жёсток. Колебания гасятся существенно быстрее и имеют меньшую амплитуду. Это позволяет снимать в более трудных условиях, как при постоянном ветре, так и при порывах.

При стягивании штатива стременем качество фиксации на грунте с шипами ещё больше увеличивается, чем при резиновых оконечниках. Ощущение, что шипы находят и цепляются за каждую выбоинку в камнях. Во многих случая шипы просто удобны — на камнях, при установке в мягкий грунт. На льду — просто незаменимы.

Как проверить жёсткость штатива в магазине?

Как определить лучший вариант среди внешне похожих моделей? Я разработал очень простой и доступный алгоритм проверки жёсткости штатива, для которого нужна только камера с объективом и некоторое время в магазине:
  1. Камера устанавливается на штатив, проверяются все затяжки.
  2. Ставим объектив с большим фокусным расстоянием (из имеющихся).
  3. Наводимся на неоднородный фон.
  4. Отключаем стабилизатор.
  5. Фокусируемся.
  6. Включаем режим Liveview.
  7. Выбираем максимальное увеличение (8х, 10х и подобные).
И первый тест — проверяем поведение, насколько «плывёт картинка» в состоянии покоя, есть ли перемещения изображение или изображение зафиксировано. Изображение плавает? Делайте выводы, особенно если планируете использовать телеобъектив.

Второй тест — делаем лёгкий щелчок по ноге штатива. Хотя бы на глаз оцениваем амплитуду колебаний и скорость восстановления неподвижной картинки. Можно записать видео и потом сравнить дома, не забудьте только пометить, какие файлы к какому штативу относятся.

Исходя из этого, можно довольно легко определить более жёсткий штатив среди сравниваемых моделей. Для понимания советую сделать это тест даже на том классе штатива, который не собираетесь покупать, но вы будете представлять разницу для оценки.

Как выбрать удобный штатив и на что обратить внимание?

Ошибочно принято считать, что выбирать штатив надо, ориентируясь на вес камеры и заявленный удерживаемый вес. Это кардинально неверно. Два основных фактора, которые влияют на выбор штатива — фокусное расстояние, которое будет использоваться, и условия съёмки. При полном штиле и на широком угле — практически любая тростинка сможет выдержать камеру. Также я сталкивался с тем, что даже мощные штативы не могут удержать камеру при съёмке на телеобъектив в сложных погодных условиях в горах.
Выше я описал факторы, действительно влияющие на съёмку. При выборе штатива важно оценить, насколько они касаются вас. Для себя я выбрал два штатива — универсальный и мощный.
Универсальный штатив решает большинство задач, его можно взять с собой, когда идёшь на разведку места, или когда не ожидаешь плотной съёмки и погодные условия не выглядят грозными. Мощный — тяжёлый и действительно большой, даже в сложенном виде. Я беру его на съёмки, когда предполагаются тяжёлые погодные условия, когда съёмка не очень далеко от машины.
Неплохо иметь два варианта, но знаете, в чём подвох? В поездки я беру с собой оба штатива!

Послесловие

Почему-то так повелось, что камеру, объектив выбирают долго и тщательно, понимая, что не всегда экономия оправдана, а штатив берут на сдачу. От плохого штатива вреда будет не меньше, чем от его отсутствия, невозможно пользоваться инструментом, в устойчивости и надёжности которого нет никакой уверенности. Да и цена, — если посчитать, сколько лет прослужит хороший штатив, — не будет казаться чрезмерной за хорошую вещь.
Дмитрий Питенин

Пейзажный и арт-фотограф, сооснователь и руководитель Nature Photo Team, независимый куратор и организатор выставок, автор статей по пейзажной фотографии.

Сайт автора Telegram
Комментарии в Telegram