На мой взгляд, макрофотография — один из самых интересных жанров природной фотографии. Он позволяет заглянуть в мир крошечных существ, понаблюдать за жизнью насекомых, маленьких растений и грибов, найти узоры и текстуры, незаметные невооружённым глазом.
Термин «макрофотография» образован от древнегреческого слова macro — «большой», «крупный», то есть означает съёмку какого-либо объекта крупным планом.
Термин «макрофотография» образован от древнегреческого слова macro — «большой», «крупный», то есть означает съёмку какого-либо объекта крупным планом.
![760px](https://static.tildacdn.com/tild3134-6533-4431-b138-613334343434/D-IMG_3911-denoise.jpg)
Макрофотография — это технически сложный жанр, ведь для получения крупномасштабных снимков требуется специальная оптика и техника. В этой статье мы рассмотрим основные определения и используемые в оптике величины, которые нам понадобятся для лучшего понимания характеристик макрообъективов и макрофотографии в целом.
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-6139-4539-a336-646263303838/6-Javier-Ruperez-hai.jpg)
Масштаб
Аналогично тому, как масштаб топографической карты показывает, что в 1 см карты изображено указанное количество сантиметров реальной поверхности, например, 1:50,000. Что означает, в 1 см карты показаны 50,000 см (500 метров) земной поверхности. Единицы измерения обеих частей соотношения должны быть одинаковы, иначе пропорция будет неверна.
Масштаб — отношение реального размера объекта к его отображению на матрице фотоаппарата
Такой масштаб называется масштабом уменьшения, когда большая реальная площадь укладывается в маленькое изображение. Масштаб увеличения, наоборот, означает, что мы видим укрупнённое изображение малого по размеру реального объекта.
Например, масштаб 5:1 показывает, что 5 см изображения на матрице фотокамеры отображен 1 см реального размера снимаемого объекта. На рисунке представлены наглядные схематические сравнения для различных масштабов съёмки — 1:5, 1:1 и 5:1. Вы можете видеть, какого размера должен быть снимаемый объект, относительно камеры, для получения одинакового размера изображения на матрице.
![760px](https://static.tildacdn.com/tild3431-6364-4934-a335-333335313762/_.jpg)
Существуют разные мнения о том, какой масштаб уже относится к макро, а какой — считается ещё пока крупным планом, и граница между ними очень тонка и условна.
Классическим считается диапазон от 1:5 до 10:1. Снимки в масштабе крупнее 10:1 уже относятся к микрофотографии. Такие снимки можно получить с использованием оптического или электронного микроскопа, либо микроскопной оптики.
Коэффициент увеличения
Существует и другой вариант записи увеличения — в десятичном формате. Выглядит он таким образом — 2х, 0,5х, 1,5х. Это называется кратность (коэффициент) увеличения. Коэффициент увеличения — это безразмерная величина, равная отношению размера изображения объекта на матрице камеры к реальному размеру объекта.
![](https://static.tildacdn.com/tild3964-3361-4333-b266-306161666530/5751356_1500n.jpg)
Коэффициент увеличения можно напрямую сопоставить с масштабом путём деления:
1:5 → 0,2х
1:1 → 1х
5:1 → 5х
1:5 → 0,2х
1:1 → 1х
5:1 → 5х
Большинство макрообъективов обладают коэффициентом увеличения 1х, то есть, объект съёмки фиксируется на матрице камеры в натуральную величину. Некоторые специализированные макрообъективы дают больший коэффициент увеличения, вплоть до 2:1 (Laowa 100mm f/2.8 2x Ultra Macro) или даже 5:1 (Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo).
![](https://static.tildacdn.com/tild6265-6337-4466-b833-316432363865/5083020_1500n.jpg)
Оптическая сила
Степень приближающей способности насадочной микролинзы или объектива можно также оценить через понятие оптической силы. Оптическая сила — это величина, характеризующая преломляющую способность линз и оптических систем, измеряется в диоптриях (дптр). В свою очередь, диоптрия — единица измерения оптической силы линзы, которая может сфокусировать параллельные лучи в точке, находящейся на расстоянии 1 метр от поверхности линзы (фокусное расстояние).
![](https://static.tildacdn.com/tild6431-3632-4762-b830-636136613863/5457161_1500n.jpg)
Для преобразования коэффициента увеличения в оптическую силу в диоптриях, и наоборот, используется формула:
M=D×0,25 +1, где
М — коэффициент увеличения,
D — оптическая сила,
0,25 — стандартное расстояние в метрах, на котором рассматривается объект (константа).
Соответственно, D = (M-1) / 0.25.
M=D×0,25 +1, где
М — коэффициент увеличения,
D — оптическая сила,
0,25 — стандартное расстояние в метрах, на котором рассматривается объект (константа).
Соответственно, D = (M-1) / 0.25.
![](https://static.tildacdn.com/tild3432-3530-4564-a539-646436353638/_Emmanuel_Graindpice.jpg)
Теперь покажем взаимосвязь всех трёх величин. В таблице приведены наиболее часто используемые в фототехнике значения параметров.
![520px](https://static.tildacdn.com/tild3937-6431-4432-b964-623136646434/_.jpg)
Оптическая сила может быть отрицательной величиной, это справедливо для рассеивающих линз. Они не увеличивают объект, а наоборот уменьшают его. Например, если вы снимаете пейзаж на широкоугольный объектив, то вы будете захватывать в кадр большие реальные объекты, то есть уменьшать их посредством оптической системы. Это значит, что ваш широкоугольный объектив обладает отрицательной оптической силой.
![760px](https://static.tildacdn.com/tild3735-3034-4239-a639-333530623237/6956783_1500n.jpg)
Минимальная дистанция фокусировки
Для каждого конкретного объектива максимальное увеличение достигается при минимальной дистанции фокусировки — то есть, когда объект максимально приближен к камере. Этот параметр — минимальная дистанция фокусировки — всегда указывается в технических параметрах объектива и отмеряется как минимально допустимое расстояние от плоскости матрицы (на камере есть специальный значок, отмечающий расположение плоскости матрицы) до снимаемого объекта, на котором возможна фокусировка.
Размер матрицы
Увеличение также косвенно зависит и от размера матрицы. В цифровых камерах со сменной оптикой наиболее часто используются матрицы двух размеров. Полнокадровые (Full frame) матрицы и меньшие по размеру кроп-матрицы.
Полнокадровая матрица имеет физический размер 36х24 мм, что соответствует размеру негатива плёночной фотографии.
Кроп-матрицы (от англ. crop — обрезать) имеют меньшие физические размеры, которые варьируются в зависимости от производителя. У каждого размера есть такой параметр как кроп-фактор — отношение диагонали полнокадровой матрицы к диагонали кроп-матрицы.
Кроп-матрицы (от англ. crop — обрезать) имеют меньшие физические размеры, которые варьируются в зависимости от производителя. У каждого размера есть такой параметр как кроп-фактор — отношение диагонали полнокадровой матрицы к диагонали кроп-матрицы.
![760px](https://static.tildacdn.com/tild3339-6531-4330-b935-376232303437/D-IMG_8258-denoise_.jpg)
Что это значит для макрофотографии? По сути, мы получаем большее увеличение, как если бы мы использовали объектив с большим фокусным расстоянием.
Фокусное расстояние, указанное на любом объективе — это реальное фокусное расстояние, соответствующее полнокадровой матрице. Для кроп-матриц фокусное расстояние объектива не будет соответствовать реальному, а окажется больше, пропорционально кроп-фактору матрицы. Чтобы узнать эквивалентное фокусное расстояние, соответствующее нашей кроп-матрице, нужно реальное фокусное расстояние объектива умножить на кроп-фактор.
Фокусное расстояние, указанное на любом объективе — это реальное фокусное расстояние, соответствующее полнокадровой матрице. Для кроп-матриц фокусное расстояние объектива не будет соответствовать реальному, а окажется больше, пропорционально кроп-фактору матрицы. Чтобы узнать эквивалентное фокусное расстояние, соответствующее нашей кроп-матрице, нужно реальное фокусное расстояние объектива умножить на кроп-фактор.
![760px](https://static.tildacdn.com/tild3536-3261-4537-b661-383538396534/1638283778_infocus-3.jpg)
Например, кроп-фактор APS-C матриц, использующихся во многих камерах Canon, равен 1,6. Если для съёмки мы используем объектив с реальным фокусным расстоянием 100 мм, то эквивалентное фокусное расстояние составит:
100 мм х 1,6 = 160 мм
100 мм х 1,6 = 160 мм
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3434-4835-a332-366561306464/scale_1200.jpg)
Почему бы тогда для макросъёмки не использовать только камеры с кроп-матрицами? Ведь мы без лишних затрат получаем большее увеличение. Но не всё так просто. Главный недостаток кроп-матриц — они не дают такую же качественную картинку, как полнокадровые. Если кратко, чем больше размер матрицы — тем качественнее полученное изображение. И естественно, камеры с большими полнокадровыми матрицами стоят дороже. Поэтому размер матрицы — это компромисс между ценой, качеством и, в нашем случае, коэффициентом увеличения.
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-6533-4266-b335-386237653438/scale_1200.jpg)
Микрофотография
Немного особняком стоит микрофотография — то есть съёмка с помощью микроскопных объективов в масштабе (в среднем) от 10:1 и выше. К большому количеству современных камер посредством соответствующего переходника возможно присоединить объектив от микроскопа, но такая система потребует дополнительных усилий — организации освещения снимаемого объекта, высокой стабилизации камеры и прочее.
![](https://static.tildacdn.com/tild3666-3433-4237-b734-623061663639/scale_1200.jpg)
Поэтому есть и другие способы получения микрофотографий — собрать систему из оптического микроскопа (уже идеально подготовленного для наблюдения за микрообъектами) и «тушки» цифровой фотокамеры, либо использовать цифровой микроскоп с USB-подключением к компьютеру, многие из которых сразу имеют встроенную функцию фото- и видеосъёмки.
![](https://static.tildacdn.com/tild3137-3730-4763-a236-626635656230/scale_1200.jpg)
Евгения Севрюкова
Природный и тревел-фотограф, занимается фотографией более 10 лет. Её погружение в мир фотографии началось с наблюдения за насекомыми и освоения технически сложного жанра макро. И по сей день её любимые съёмочные жанры — макро и анималистика. Заядлая путешественница, посетила более 35 стран и многие регионы России. Финалист и лауреат российских и международных конкурсов и выставок, имеет публикации в книгах и периодических изданиях. Работы Евгении были представлены в Государственном Историческом музее, Московском государственном университете, Дарвиновском музее, Новой Третьяковской галерее. Организатор Nature Photo Team, член Союза фотографов дикой природы, член Macroclub.
Дзен Telegram VK