интервью: Евгения Кирпиченкова и Владимир Медведев
Кадры российского фотографа Дмитрия Коха облетели весь мир: миллионы репостов, интервью и публикации в крупнейших международных СМИ: The Guardian, Newsweek, Euronews, BBC, Elomudro, The Boston Globe, The Telegraph и др. Фотографии выиграли на Drone Photo Awards 2022, один из кадров стал победителем на Wildlife Photographer of the Year 2022.
Как снималась серия, и как удалось добиться такого феноменального успеха — Дмитрий дал эксклюзивное интервью для Nature Photo Team.
Как снималась серия, и как удалось добиться такого феноменального успеха — Дмитрий дал эксклюзивное интервью для Nature Photo Team.
— Давай скажем прямо — мир ещё не видел подобных фотографий. Где это снято, как вы туда попали?
— Это была сложная экспедиция, которая довольно долго готовилась. Мы передвигались на яхте. Вышли из Анадыря и выдвинулись на север, к Острову Врангеля вдоль побережья Чукотки. Суммарно этот маршрут составил более 2000 км. Изначальной целью экспедиции была съёмка белых медведей на острове Врангеля, но медведей мы встретили чуть раньше, в совершенно неожиданном месте.
Был шторм, очень сильный ветер и, в поисках укрытия от непогоды, наш капитан решил пришвартоваться около небольшого острова Колючин. Это необитаемый скалистый остров недалеко от северного побережья Чукотки. На острове расположена советская заброшенная метеостанция, закрытая в 1992 году. На этой широте никто не ожидал встретить белых медведей, потому что летом они должны были быть севернее.
Прямо с яхты мы увидели движение на острове. Кто-то ходит, выглядывает из окон домиков. Посмотрев в бинокль, мы поняли, что это медведи! Там много их ходило, штук 30.
Всем сразу стало понятно, что момент совершенно уникальный. Это невероятное совпадение факторов. Мы начали запускать дроны, но, возможно, из-за того, что мы были в Арктике, в управлении возникали сильные помехи. Это сделало невозможным запуск нескольких дронов одновременно — снимать можно было только по очереди. Вы можете представить, какой был накал страстей, когда мы решали, в каком порядке будем снимать.
— Как медведи отнеслись к дронам? Ведь был риск, что они просто разбегутся после приближения квадрокоптера, и на этом съёмка закончится.
— Во-первых, мы дали им привыкнуть. Каждое животное по-разному это воспринимает. Поэтому мы сначала полетали вокруг, наблюдая издалека. Чтобы самим понять реакцию, и чтобы они привыкли. И только потом начали потихоньку приближаться.
Ещё есть такая особенность при съёмке медведей, да и вообще животных, наверное — не стоит опускаться на них сверху. Лучше снизьте дрон вдалеке от животного, и только потом пытайтесь приблизиться к нему на уровне глаз.
В нашем случае медведи не то, что не убегали от дрона, но даже проявляли избыточный интерес. Подходили, пытались охотиться на него, вставали на задние лапы. Иногда ложились, делая вид, что не обращают внимания. Но на самом деле они выжидали время, когда можно будет схватить его.
Мы даже не знали, сколько медведей находится в доме. Они хаотично высовывались из разных окон и дверей, как в детской игрушке. И надо было поймать момент, когда они появятся из нужного окна.
— Как далеко вы находились от медведей?
— Мы снимали прямо с яхты. Выходить на берег, кишащий белыми медведями, было слишком опасно. Яхта стояла довольно близко к острову, и мы невооружённым глазом видели медведей в окнах. Без деталей, скорее, как белые точки. Но в бинокль уже можно было разглядеть подробности. Расстояние я не помню, может, километр или меньше.
Съёмка была действительно сложной. Сильнейший ветер, туман, дождь и помехи — дрон постоянно терял связь. Иногда мне приходилось заводить коптер за дом, что было крайне рискованно.
У меня с собой был всего один дрон, и я хорошо понимал — второй попытки не будет
Если бы я по какой-то причине потерял коптер, сорвалась бы не только текущая съёмка, но и вся экспедиция. Впереди нас ждала изначальная цель путешествия — остров Врангеля.
— Съёмка на дрон требует большого запаса аккумуляторов. У тебя не было проблем с батареями?
— У меня было всего 4 батареи. Но мы же снимали по очереди, поэтому успевали подзаряжать. Коптеры летали туда-сюда нон-стоп, без остановки.
— Как долго продолжалась съёмка?
— Мы снимали пока не стемнело, а потом утром ещё полдня. Но потом капитан настоял, что надо срочно идти дальше, потому что открылось погодное окно для перехода к острову Врангеля. Невзирая на вопли, стенания и мольбы, пришлось сняться с якоря и пойти на остров Врангеля.
— И всё равно это получилась довольно долгая съёмка по меркам анималистики. Как много кадров тебе удалось сделать?
— Несмотря на то, что снимали мы действительно долго, но хорошего не очень много. Всего хороших фотографий у меня получилось штук 30.
Это фотоаппаратом можно снимать серией, поэтому диски забиваются моментально. А дроны того поколения сериями не снимали, задумываясь после каждого кадра [Дмитрий снимал на DJI Mavic 2 Pro]. Поэтому реально хороших фото не более 30 штук. И это всё единичные кадры.
— Ты больше снимал фотографии или видео?
— Я по натуре больше фотограф, и видео снимать не очень нравится. Фотографии для меня всегда в приоритете. Хотя сейчас я немного жалею, что у меня не так много видео с этого места, потому что значительная часть коммерческих запросов была на покупку видео, и ценится оно куда больше, чем фотографии.
— Кстати, про запросы. Расскажи, как эти фотографии завоевали международную известность?
— Я ничего для этого не делал. Просто выложил снимок в свой Инстаграм* и забыл об этом. А месяца через три, утром, открыл почтовый ящик и увидел сотню непрочитанных писем. Кто-то благодарит, кто-то восхищается, кто-то вопросы задаёт. Был большой поток запросов в течении нескольких дней.
Целую неделю я не мог толком работать, потому что мне казалось, что я должен ответить на каждое письмо
Как оказалось, кто-то выложил снимки на Reddit, где пост завирусился, было множество лайков и комментариев. Потом эти кадры люди стали выкладывать на другие площадки, и пошла большая волна.
— Твоя история показывает, что хороший кадр не нуждается в продвижении. Слава сама найдёт тебя?
— Знаешь, не совсем так. Потому что хорошие кадры бывают разные. Есть миллион крутейших конкурсных кадров, которые не обладают таким вирусным эффектом. Здесь это было такое стечение обстоятельств.
— Про тебя писали лучшие международные СМИ, ты давал интервью ведущим телеканалам, журналам. Скажи, помимо гонораров за публикации, как ты можешь оценить фидбэк, например, от интервью на крупном европейском телеканале? Это как-то чувствуется?
— Как ни странно, телевизор не сильно конвертируется. Даже если тебя посмотрят условные 10 миллионов зрителей, отклик на это будет гораздо ниже, чем если твои фотографии запостит паблик в Инстаграме* с 10 млн. подписчиков.
— Расскажи подробнее, как у тебя организовано взаимодействие с журналами?
— О, это отнимает очень много времени. Особенно, когда шла первая волна запросов — это был ужас. Я ни спал, ни ел, строчил эти e-mail. Мне казалось, что я не должен упускать шанс, и нужно ответить всем — это было практически невозможно.
— А нельзя было разместить пресс-релиз и отсылать всех к нему?
— К сожалению, нет. У всех СМИ очень разные запросы. Кто-то хочет интервью, кто-то отдельные фотографии, кто-то просит написать для них специальный текст. И потом, это всегда некая механика — надо счёт выставить и так далее. Я нанял агента, которая этим занималась. Но не сразу, а через два месяца, когда понял, что зашиваюсь.
— То есть ты нанял агента ради одной этой серии фотографий?
— Да. И только тогда я выдохнул! Она взяла на себя всю эту работу и общалась с ними на полной ставке. Там реально очень много было работы.
— Твоя популярность не ограничилась публикациями в СМИ и в Интернете. Ты продал сотни отпечатков, которые сейчас украшают дома по всему миру. Можешь рассказать подробнее про взаимодействие с покупателями?
— Многие покупатели хотят пообщаться, чтобы ты рассказал про Чукотку, где это снято. Они же не фотографию покупают, не постер на стену. Они покупают историю.
В основном покупают американцы, это процентов 70, но вообще покупают все на свете — и европейцы, и австралийцы. Я иногда прошу прислать фотографию из дома — как это выглядит. Это меня вдохновляет, я как будто в гости к ним хожу. Там настолько разные интерьеры, это классно!
— Помимо продаж, была ещё какая-то реакция от людей?
— Сначала был вал общих запросов, много коммерческих, а потом пошли изощрённые. Очень много людей спрашивало — можно ли мы сделаем рисунок по фотографиям? Материал использовали для музыкальных клипов. Было много авторов — и проза, и стихи. Японцы даже использовали этот сюжет в своих комиксах! А ещё вышло несколько детских книжек.
Потом парень из Финляндии попросил разрешения сделать татуировку по фотографии.
— Как думаешь, почему эти кадры вызвали такой сильный резонанс в мире?
— Думаю, что так сложились звёзды. Фотографии получились очень многослойными. Это и проблема изменения климата, и контраст живого и не живого. Это и разрушенные дома — некий пост-апокалипсис, то, какой может быть наша планета при каком-то плохом варианте событий, когда медведи придут и будут жить там, где жили мы. Вообще, здесь очень много аллегорий и связей.
У меня как-то брала интервью очень крутая журналистка из Гренландии. И она рассказала мне удивительную легенду. Оказывается, у них есть предание, что белые медведи раньше были людьми и жили вместе с людьми. И их круг жизни был гармоничен и целостен. Потом люди пошли не той дорогой и круг жизни разорвался. Медведи ушли. Легенда гласит, что когда люди снова осознают, что надо жить в гармонии с животным миром, круг жизни восстановится и медведи вернутся, снимут свои тяжёлые меховые шкуры и выпьют с нами чаю.
___________________________
*Инстаграм — социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
___________________________
*Инстаграм — социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
Дмитрий Кох
Фотограф дикой природы, специализирующийся на крупных морских животных. Работы Дмитрия были опубликованы в The Guardian, BBC, Euronews, Newsweek, The Boston Globe, The Telegraph и многое другое. Победитель самого престижного фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year (Фотограф дикой природы-2022), а также конкурсов: National Geographic, Ocean Geographic, Siena Drone Awards и «Самая красивая страна» (РГО). Постоянный участник выставок: Золотая черепаха, Дикий подводный мир и Moscow Dive Show.
Сайт автора