Nature Photo Team

5 советов по съёмке пейзажа. Константин Маланин

пейзаж обучение
Если бы у меня 10 лет назад была возможность спросить самого себя нынешнего: «Что ты мне порекомендуешь, чтобы интереснее снимать пейзажи?»

1. Не ленись!

Если говорить про классическую пейзажную фотографию, то главный совет, который я себе однажды дал — не ленись!
Да, спустя время я понимаю, что именно лень, иногда была причиной отсутствия ярких кадров из поездок. Нежелание вставать слишком рано, ехать слишком далеко, идти слишком высоко, искать точки съёмки в дождь, снег, мороз, идти до точки съёмки или возвращаться с неё в темноте и так далее.
Конечно, причины нашего бездействия могут быть совершенно разные, но для единого понимания, в себе, я называю это лень.
Очень важно верить в себя, погоду, удачу, желание преодолевать себя, а иногда и свои страхи. И вот тогда, лень, свойственная практически всем нам, постепенно уступает место азарту. Самому настоящему азарту охоты. Охоты за прекрасными снимками.

2. Лови режимное время!

Свет в пейзажной фотографии — однозначно №1. Собственно, свет и есть фотография! Самый мягкий, приятный, а иногда даже мистический создается низким восходящим и заходящим солнцем. И не только в те минуты, когда мы его наблюдаем низко над горизонтом, но тогда, когда оно ещё или уже за горизонтом. Вот это я и называю режимное время. Вот в это время и советую быть в месте съёмки с камерой наготове, чтобы не пропустить всё самое вкусное!
Единого, правильного понимания сколько можно снимать в режимное время утром и вечером, чтобы поймать красивый свет, конечно же нет. Всё зависит от сезона, географической широты, погоды в этот день и может варьироваться от нескольких часов до десятка минут, но в любом случае это то время, когда нужно ловить свою фотоудачу!

3. Не торопись!

Прежде чем нажать на кнопку ответь себе на вопрос: «А что ты хочешь снять?». Для меня очень важно понимать, что это будет за снимок, кто или что будет «главным героем», можно ли будет зрителю «прочитать» в этом кадре какой-то сюжет или историю? И именно когда я стал думать над кадрами, которые хочу сделать дольше чем непосредственно снимать их, они начали обретать, как мне кажется, самое главное в фотографии — эмоции!
Теперь пейзажная съёмка для меня — это скорее неспешная прогулка и созерцание природы. Ну, конечно, не всегда бывает так, особенно, когда красивый свет висит в небе считанные минуты или секунды, приходится и думать, и бегать быстрее. Но, позволив себе однажды не торопиться и думать над будущим снимком, это входит в привычку и начинает помогать даже когда, казалось бы, времени на это нет.

4. Смотри под ноги!

Необычные фактуры, мелкие, но красивые объекты, природные линии и узоры, порой они не всегда очевидны, и мы их часто не замечаем. А ведь именно они, эти маленькие кусочки природы, лежащие у нас под самыми ногами, могут быть спасением в виде прекрасного переднего плана или самостоятельного «героя кадра», даже не в самом выразительном месте, даже не в самую лучшую погоду для съёмки.
Долгое время снимая пейзаж, я считал, что поиск лучшего кадра — это всегда что-то устремленное вдаль. Ожидание панорамных видов, масштабных сцен, лучшего света и других вау-моментов где-то там, ближе к линии горизонта.
Но чем дальше я познаю и открываю себя в пейзаже, тем чаще понимаю, что порой удачный кадр начинается с переднего плана и лежит совсем не у горизонта, а в буквальном смысле под ногами. И поэтому, как бы это странно не звучало, теперь поиск удачного кадра начинается для меня со взгляда под ноги.

5. Используй техники и творческие приёмы!

В какой-то момент я понял, что просто однократного нажатия на кнопку для получения интересной фотографии становится недостаточно.

И тогда пришло время осваивать:
HDR, когда вы снимаете против света или с солнцем в кадре;
— Панорамную съёмку, когда всё что вам хочется упорно не влезает в кадр;
— Стекинг по фокусу, когда вы снимаете передний план с очень низкой и близкой к нему точки.
Чем больше арсенал технических и творческих приёмов съёмки, тем больше идей можно увидеть, снимая на природе. Кроме базовых и основных (HDR, панорама, фокус-стекинг) стоит задумываться об освоении съёмки на длинных выдержках, съёмке с проводкой, стекингу по фокусному расстоянию, «рисованию» светом в кадре и так далее. Все эти приёмы однозначно выведут вас на новый уровень мастерства.
Удачи вам во всех ваших фотоначинаниях!
Константин Маланин
Профессиональный пейзажный фотограф. Организатор фототуров по России и СНГ. Преподаватель, консультант, организатор обучающих туров (выездных воркшопов) по съёмке и обработке пейзажной фотографии. Автор журнала Nature Photo Team.

VK