Начиная с весны и первых тёплых дней природные фотографы начинают охотиться за туманами. Самые ярко выраженные сезоны, конечно, весна и осень, но это не означает, что в разгар лета нельзя сделать прекрасные туманные фотографии.
Давайте попробуем разобраться в способах их прогнозирования (не погружаясь сильно в метеорологию) и то, как снимать.
Давайте попробуем разобраться в способах их прогнозирования (не погружаясь сильно в метеорологию) и то, как снимать.
Возникновение туманов
Есть несколько типов тумана:
Позёмный туман
Туман, низко стелющийся над земной поверхностью (или водоёмом) сплошным тонким слоем или в виде отдельных клочьев.
Просвечивающий туман
Туман, слабо развитый по вертикали, так что возможно определить состояние неба (количество и форму облаков), но более однородный и высокий.
Сплошной туман
Сплошной туман с горизонтальной видимостью на уровне 2 м менее 1000 м (обычно она составляет несколько сотен метров, а в ряде случаев снижается даже до нескольких десятков метров), достаточно развитый по вертикали, так что невозможно определить состояние неба (количество и форму облаков).
Чаще туманы наблюдаются вечером, ночью и утром.
Благоприятные условия для возникновения туманов создаются тогда, когда воздух приближается к состоянию насыщения и излишки водяного пара начинают конденсироваться, образуя капли. Избыток водяного пара появляется либо вследствие охлаждения воздуха, либо в результате испарения влаги с относительно тёплой подстилающей поверхности в холодный воздух. Исходя из этого, туманы делятся на туманы охлаждения и туманы испарения.
Но в любом случае для образования туманов необходимо наличие температурного контраста между подстилающей поверхностью и воздухом.
Благоприятные условия для возникновения туманов создаются тогда, когда воздух приближается к состоянию насыщения и излишки водяного пара начинают конденсироваться, образуя капли. Избыток водяного пара появляется либо вследствие охлаждения воздуха, либо в результате испарения влаги с относительно тёплой подстилающей поверхности в холодный воздух. Исходя из этого, туманы делятся на туманы охлаждения и туманы испарения.
Но в любом случае для образования туманов необходимо наличие температурного контраста между подстилающей поверхностью и воздухом.
Если сократить до простого и доступного к прогнозу вывода, то для тумана нам надо иметь:
- Достаточную влажность
- Необходимую температуру для конденсации влаги
И если с влажностью всё понятно (она есть в любом прогнозе), то с температурой есть нюанс. Как понять, сколько должно быть градусов, ведь логично предположить, что в разное время года, да и в разные дни это значение может быть разным — в этом нам поможет точка росы.
Точка росы
Точка росы — значение температуры, при которой водяные пары, находящиеся в воздухе, конденсируют в росу. Конденсат — это продукт, образованный в результате перехода жидкости из газообразного состояния в жидкое. Этот параметр есть хоть и не во всех прогнозах, а в некоторых спрятан поглубже, но довольно распространён.
Нужна ситуация, когда температура воздуха будет переходить через температуру точки росы. Этот параметр в совокупности с влажностью даёт наибольшую вероятность образования тумана.
«Я всё сделал по науке, а тумана не было» — ну что же, такое тоже бывает часто. Тут дело и в точности прогноза, и в невозможности в принципе на 100% гарантировать то или иное явление и, как это ни странно, в местности. Туманы более вероятны в низинах, над водной поверхностью, на болотах и вообще там, где сыро.
Поэтому дополнительным маркером для нас должны являться в принципе любые резкие перепады температур. Например, сильная жара с резким, незатяжным дождём/ливнем/грозой и с повышением температуры после неё.
Поэтому дополнительным маркером для нас должны являться в принципе любые резкие перепады температур. Например, сильная жара с резким, незатяжным дождём/ливнем/грозой и с повышением температуры после неё.
Приложения
Естественно, что разработчики погодных приложений не обошли тему туманов стороной и имеет смысл посматривать и туда.
rp5.ru
Плюсом является то, что данные берутся с реальных метеостанций и аэропортов. Минусом — уже в километре могут быть совершенно другие условия.
Windy
Для того чтобы в Windy, отобразить карту туманов, необходимо выдвинуть боковое меню, выбрать «Облака» и там выбрать иконку «Туман». Белым цветом будут показываться области с возможным образованием тумана.
Ventusky
Так же как и в Windy карта туманов тут находится в разделе облачности, где необходимо выбрать «Туман». Отличительной особенностью Ventusky является отображение цифр на карте. Эти цифры (в нашем случае) — процент вероятности возникновения тумана в данных областях.
Дополнительно несколько скриншотов, где можно посмотреть точку росы в разных приложениях: AccuWeather, Погода (iOS), Windy, Ventusky.
ссылка
37 полезных приложений для фотографов
Ещё больше о приложениях для всех жанров природной фотографии
Съёмка туманов
Вот мы спрогнозировали туман, и время отправляться снимать. Как уже говорил выше, самое частое время появления тумана — это вечер, ночь и утро. То есть режимное и ночное время.
Что нам может понадобиться?
Что нам может понадобиться?
Штатив. Есть пара причин его взять:
- В сумерках и тем более ночью, он точно понадобится, так как выдержки придётся использовать длинные.
- При этом бывает достаточно вариантов и возможностей снимать туман с рук, но… длинная выдержка может визуально «уплотнить» туман в кадре.
Объективы. Я обычно беру довольно большой диапазон фокусных расстояний: от широкого угла до телевика. И на это тоже есть свои причины:
- Если вы любите пейзаж на широкий угол, то туман вы сможете снять, если он будет достаточно плотный. Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда видит глазами вполне ощутимый туман, достаёт телефон, а на телефоне его практически и нет. Это тот самый случай.
- Телевик. Кроме действительно теле-ракурсов, он поможет нам «уплотнить» туман в кадре. И конечно же поснимать истории, когда мы «выдёргиваем» из тумана различные объекты. А дополнением станет возможность поснимать с видимым ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), что в пейзаже не так часто применяется, но с туманами неизменно смотрится великолепно.
- Средне-фокусные объективы — это компромисс между первыми двумя вариантами. Возможность сменить ракурс, угол зрения, выбрать другую композицию и историю.
Фильтры. Именно в разрезе съёмки туманов небольшой ND (нейтральный фильтр) может понадобиться для удлинения выдержки, но обычно режимное время позволяет это сделать и без ND. Но если вы снимаете у воды, то как приём сглаживания, он будет впору.
Точки съёмки. Так как съёмка туманов происходит в большинстве случаев у воды, а фотограф приезжает к рассвету, то настоятельно рекомендую разведывать точки днём. В первую очередь, в целях безопасности. Ночью очень легко упасть, провалиться, намочить технику и даже не найти подходящего ракурса.
Два типа съёмки в низменностях
Лично я разделяю два совершенно разных этапа при съёмке тумана. Различаю их как результатом, так и техникой съёмки.
1. ДО восхода. В этот момент, когда уже светает, но солнце ещё не поднялось над горизонтом, можно получить замечательные, низко контрастные фотографии.
Как раз тут вам понадобится штатив: выдержки ещё довольно длинные.
Это довольно приятная съёмка, когда некуда торопиться, когда ты концентрируешься только на поиске историй и ракурсов.
Как раз тут вам понадобится штатив: выдержки ещё довольно длинные.
Это довольно приятная съёмка, когда некуда торопиться, когда ты концентрируешься только на поиске историй и ракурсов.
2. ПОСЛЕ восхода
Тут всё кардинально меняется.
Во-первых, у нас не так много времени на съёмку. Иногда 10–15 минут. Иногда до получаса. Потом туман рассеивается или солнце слишком высоко и «некрасиво» поднимается.
Во-первых, у нас не так много времени на съёмку. Иногда 10–15 минут. Иногда до получаса. Потом туман рассеивается или солнце слишком высоко и «некрасиво» поднимается.
Во-вторых, несмотря на туман, если мы берём солнце в кадр (мы же хотим запечатлеть лучи в тумане?). И это означает высоко контрастную съёмку с очень большим динамическим диапазоном. Поэтому часто приходится снимать брекетинг по экспозиции (автоматическая съёмка нескольких кадров с разным значением некоего параметра, в данном случае — с разной экспозицией), чтобы потом увеличить ДД (динамический диапазон).
В-третьих, буйство цвета. Да, это тоже может стать проблемой. Особенно, если вы его (цвет) не любите. Тут или надо будет его полюбить и научиться с ним работать, или страдать. Хотя, как мы знаем, практически весь пейзаж — это про страдание автора.
Всё! Больше никаких секретов нет. Осталось только держать технику собранной и заряженной и ждать удачного прогноза!
Константин Шамин
Константин Шамин профессионально занимается фотографией более 20 лет. Работает в разных жанрах: творческие и коммерческие съёмки, тревел, пейзаж, постановочная фотография, аэросъёмка. Любит экспериментировать в жанрах и техниках съёмки. Основатель Школы Первого Фото Канала, сооснователь компании-организатора профессиональных фототуров Еврофототур. Член команды Nature Photo Team.
Cайт автора Telegram