Скрадки — незаменимый инструмент, позволяющий фотографировать диких животных в естественной среде обитания, минуя их бдительность и страх перед человеком. Используя скрадки, вы получаете бесценную возможность наблюдать и снимать непринуждённое, естественное поведение животных.
При съёмке из скрадка, очень важно, чтобы животные не понимали, что внутри находится человек. Поэтому зачастую в скрадке приходится проводить весь световой день, а покидать его только затемно. Для кого-то это недостаток, а для кого-то — хорошая возможность досконально изучить поведение птицы или зверя, понаблюдать за его жизнью в естественной среде обитания, послушать голоса и, конечно, сделать отличные фотографии.
В моём арсенале было много самых разных скрадков и укрытий, — от лёгких однодневных, переносимых в рюкзаке, до стационарных построек, рассчитанных на несколько лет. Расскажу о наиболее эффективных и любимых.
Типы скрадков
Мобильный скрадок
Тип скрадка выбирается в зависимости от задачи фотографа и местности установки. Если планируется короткая съёмка на 3–4 часа, то стоит сделать выбор в пользу лёгкого, компактного и быстросборного скрадка, который можно установить накануне.
Обычно такой скрадок представляет собой быстросборный каркас, на который натягивается тент из маскировочного материала с «бойницами» для объектива. Каркас скрадка собирается из пластиковых трубок — для облегчения веса при переноске. Соединяются трубки посредством специальных уголковых элементов, используемых для возведения мебельных или выставочных конструкций. Ткань желательна водоотталкивающая, чтобы не протекала во время ненастья. Тент шьётся индивидуально, в зависимости от размеров скрадка. Все свои скрадки я изготавливаю своими руками, так что если необходимо, можно обратиться ко мне для заказа.
Стационарный скрадок
Больше всего мне по душе фотографировать животных из стационарных укрытий, когда скрадок становится таким же естественным элементом биотопа, как дерево, овраг или стог сена. Такие укрытия сооружаются на несколько сезонов, как правило, их ставят задолго до начала гнездового сезона или съёмочного периода для того, чтобы животные привыкли к нему.
Стационарный скрадок — это, по сути, крошечный жилой домик, где можно находиться несколько дней, не выходя наружу. Зачем долго находиться в таких стеснённых условиях? Есть много видов животных с хорошими аналитическими способностями, их тонкое обоняние, острое зрение и чуткий слух легко определяют человека в дикой природе. Это, прежде всего, крупные млекопитающие, такие как волки, медведи, все виды крупных кошек и многие другие.
Даже некоторые птицы ни за что не прилетят на своё привычное местообитание, если не будут уверены, что в «новом холмике» никто не спрятался. А для этого им нужно время для привыкания и наблюдение издалека. Примером таких съёмок может послужить фотографирование редчайших в нашей стране леопардов или снежных барсов (ирбисов).
Мобильный скрадок «повышенной комфортности»
Промежуточным вариантом между носимым и стационарным скрадком может стать мобильный скрадок «повышенной комфортности». Это каркасный вариант скрадка с очень плотной ветро-влагозащитной тканью. Для зимних съёмок внутрь плотной внешней оболочки вставляется мягкая для предотвращения образования конденсата и сохранения тепла внутри.
Чтобы можно было переносить такой скрадок, для каркаса я использую лёгкие тонкостенные трубки (25 мм) из жёсткого пластика. В строительстве их применяют для проводки электрического кабеля. Для крепления трубок друг с другом я использую мебельные крестовины и уголки, с возможностью быстрого монтажа.
На пол обязательно стелется водонепроницаемая ткань с боковыми креплениями — она может защитить снаряжение и фотооборудование от внезапного ночного подтопления, что бывает весной не так уж редко. Стойки скрадка устанавливаются в грунт, а четыре угла скрадка растягиваются в стороны тонкими стальными тросиками и забиваются колышками в грунт. Чтобы ветер не хлопал внешней оболочкой по трубчатому каркасу, изнутри должны быть предусмотрены завязки, плотно крепящие ткань к трубкам. Снаружи предусмотрены дополнительные завязки, с помощью которых можно использовать местную растительность для маскировки скрадка.
Окон для объективов у меня много, — с каждой стороны укрытия плюс дополнительные — для нижних точек съёмки. В окнах предусмотрены прорезиненные щелевые входы для объективов из сеточной маскировочной ткани. Изнутри окна в обязательном порядке пришит второй ряд маскировочной сетки — для маскировки движений рук на фотокамере и движения лица фотографа. Снаружи к окнам пришиты сворачиваемые в рулончик клапана на случай проливного бокового дождя. По всем стенкам скрадка предусмотрено множество больших и малых карманов для полезных мелочей.
Скрадок должен быть комфортным
В чём же комфортность такого скрадка? Скрадок имеет прямоугольную форму и рассчитан на то, что внутри можно не только удобно сидеть перед штативом с камерой, но и отдыхать ночью. В своём скрадке я устанавливаю раскладную кровать и в тёплом зимнем спальнике прекрасно провожу ночь, слушая жизнь леса или определяя степных обитателей по их голосам.
В скрадке есть место для мобильной газовой плиты, запаса провианта и воды, фотооборудования и подобия биотуалета. Изготавливается такой чудо-скрадок самостоятельно под свой рост и необходимое пространство. Он должен быстро собираться и разбираться, и помещаться в удобный чехол, который можно переносить (хотя бы до автомобиля). Возможно, придётся не один раз сходить на точку съёмки со своими вещами и не один километр, но оно того стоит.
Плавучий скрадок
Снять птиц, гнездящихся на воде, можно только с водной поверхности, а для этого нужен плавучий скрадок. Это такой же мобильный скрадок, но на плавучем основании (пенопласт, плот из пустых пластиковых ёмкостей, надувной плот). Основание лучше делать в форме подковы, чтобы в скрадок было удобно заходить.
В зависимости от глубины водоёма я рекомендую ходить ногами по дну, толкая плавучий скрадок изнутри по поверхности воды. Для съёмки на большей глубине можно предусмотреть крепление к нижней части основания ременного сидения под водой. Однако в этом случае теряется контроль за стабильностью кадра, а всю конструкцию приходится нагромождать системой якорей, что не всегда удобно.
ссылка
Где снимать птиц весной. Часть 1. Южные регионы
Лучшие локации для съёмки весеннего пролёта птиц, виды, сюжеты, советы как удобнее добраться и где лучше остановиться
Плавное и медленное перемещение по воде хорошо замаскированного камышом и рогозом небольшого скрадка почти не беспокоит таких птиц, как, например, поганки, — они воспринимают эти укрытия как обычные в таких местах оторвавшиеся от берега «островки» из заломов камыша.
Скрадки на дереве
Для съёмки процесса выведения птенцов крупных птиц, гнездящихся высоко на деревьях, приходится строить укрытие… на дереве. При этом нужно подойти к такому проекту со всей ответственностью за судьбу этих птиц.
Серые цапли прилетают в конце марта и сразу начинают обустраивать свои гнёзда на деревьях. Зная это, постройку скрадка-лабаза мы начинали ещё в начале зимы. Весной, по прилёту птиц в свой цапельник, появление необычной постройки на высоте более 25 метров не произвело на них никакого впечатления. Лабаз получился внушительного размера и позволял двум фотографам комфортно заниматься своим делом, такой «воздушный дворец» не требовал никакой маскировки — гнездящиеся на соседних деревьях цапли даже на движение объективов не обращали серьёзного внимания.
Аналогичные лабазы делаются и для съёмки хищных птиц, например, орланов-белохвостов, но требования к поведению фотографов тут более жёсткие и подчинены определённому алгоритму.
Как выбрать место для скрадка
Место для установки скрадка полностью зависит от животного, которое вы хотите снять. Например, глухари или тетерева токуют примерно в одних и тех же местах, но сами токовые площадки часто перемещаются, бывает, что даже в течение одного брачного периода. Тут вам поможет предварительная разведка и ночной «послух» (охотничий термин).
Перед тем как решить, где ставить скрадок, нужно в темноте послушать голоса птиц и точно определить границы тока. Боровая птица токует в сумерках, поэтому днём можно изучить следы токовиков. Без предварительной разведки вся съёмка может стать невозможной, если граница тока будет определена неправильно, то скрадок придётся переносить, и вы потеряете много времени.
Правильное поведение натуралистов, основанное на доскональном знании биологии вида и этики природного фотографа, лежит в основе съёмки очень недоверчивых и пугливых птиц, например, журавлей. Эти высокоорганизованные колониальные птицы возвели статус заботливых родителей на небывалую высоту. Чтобы защитить своё потомство, ещё не способное улететь от врагов, они способны биться насмерть с любым хищником, даже значительно превосходящим их в размерах.
Поэтому сфотографировать журавлей в благоприятный для них период, осенью, перед отлётом на зимовку, бывает затруднительно даже в правильно установленных и тщательно замаскированных укрытиях. Любое незначительное движение объектива часто сводит на нет все усилия при подготовке съёмки. Здесь помогают комплексные мероприятия и учёт внешних факторов, опыт предшествующих наблюдений и… огромная доля везения.
Важность этики и знания биологии
Фотоанималистика — это такое же природопользование, как, например, туризм и рыбалка, собирательство грибов и ягод и так далее. И тут и там человек активнейшим образом внедряется в нашу чувствительную экосистему, оставляя в ней свои следы. Но только истинные натуралисты выходя из леса ничего не берут из этой экосистемы, кроме комбинаций цифровых пикселей, эмоциональных впечатлений и переживаний. Взаимное уважение, человека и дикой природы становится той Гармонией, в которой благоприятно существует всё живое на нашей планете.
Олег Першин
Фотоанималист, путешественник, публицист в области дикой природы, полевой фотограф, натуралист. Блогер, автор образовательного телеграм-канала «Картинки Натуралиста». Соавтор многих изданий природной тематики: фотоальбомы, фотоопределители, национальные Красные Книги. Автор статей в популярных журналах, таких как, «Наука и Жизнь», «Неизвестная Сибирь» и других. Победитель, лауреат, финалист российский фотоконкурсов. Анималистикой занимается более 25 лет, в течение этого времени принимал участие во многих фотоэкспедициях в России и других странах, а также проектах научной направленности. Автор журнала Nature Photo Team.
Telegram